Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В.  Ключевые проблемы реализации ФГОС ДО по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS-R)»: «Москва-36»

Аннотация

Статья посвящена результатам исследования качества дошкольного образования в г. Москве. В основу исследования легли представления о качестве дошкольного образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования и основывающиеся на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Исследование было направлено на изучение существующих «сильных мест» и дефицитов в дошкольном образовании столицы. В качестве инструментария были использованы «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R). Исследование было проведено на случайной выборке детских садов одного из округов г. Москвы. В результате исследования были получены данные о наиболее благополучных и наиболее дефицитных аспектах образовательной среды детских садов г. Москвы. В ходе соотнесения результатов исследования и требований ФГОС ДО было обнаружено, что важными направлениями развития образовательной среды детского сада должны стать индивидуализация образовательного процесса, поддержка инициативы и самостоятельности детей, создание более доступной и мобильной среды, оптимальных условий для развития мышления, воображения и детского творчества.

Фрагмент статьи

Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36»

Постановка проблемы и обоснование актуальности исследования для развития дошкольного образования РФ

Идея пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов во многом обусловлена как мировыми тенденциями обновления и стандартизации образования, так и актуальными потребностями отечественной педагогической практики. Уход от жесткой регламентации содержания образования, дополненный установлением требований к условиям осуществления образовательной деятельности и результатам образования, обосновывается рядом исторических факторов.

К их числу можно отнести:

1. Ориентацию образования не на сиюминутные конъюнктурные результаты, значимые лишь для замкнутой сферы знания, но на устойчивые образовательные результаты, обеспечивающие применение освоенного в различных практических ситуациях (компетентности).

2. Все большее влияние среды на результаты образования, то есть тех условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Именно в зависимости от них проявляется или не проявляется влияние обучающихся на содержание собственного образования. Средовой характер образования породил значительное число образовательных практик, где именно характер среды обеспечивает формирование у обучающихся умений устанавливать и реализовывать собственные индивидуальные образовательные программы. При этом деятельность педагога становится направляющей, помогающей в условиях реализации индивидуальных образовательных программ.

3. Уход от единых образовательных программ и принятие нормы о различных образовательных программах образовательных организаций приводит к тому, что сами образовательные организации должны научиться анализировать потребности обучающихся и адекватно корректировать свою образовательную деятельность. Такой рефлексивный характер работы, опора на результаты мониторинговых обследований становится непременной характеристикой современной образовательной деятельности. В связи с этим и в дошкольном образовании значительную роль начинает играть ориентация образовательной среды на индивидуальное развитие и результативность образования (см. Юдина Е.Г., 2015). Все большее значение приобретает самостоятельная разработка и своевременная коррекция реализуемых образовательных программ.

Список литературы

1. Бухараева Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование
в России. – 2001. – №3.
2. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992.
3. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формиро­вания детской личности // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 243–267.
4. Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего дет­ства // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №1. – С. 68.
5. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование. 2016.
6. Хекман Дж. Дж., Мун С. Х., Пинто Р., Савельев П.А., Явиц А. Экономическая отдача от дошкольного образования детей из неблагополучных семей: уроки программы «Хайскоуп Перри» // Финансы и бизнес. – 2010. – №3.
7. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5 – С. 68–78.
8. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 38–49.
9. Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. –
№7. – С. 50–53.
10. Юдина Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 22–27.
11. Юдина Е.Г. Стандарт сделан надолго и всерьез, с учетом возможных изменений в системе дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №5. – С. 34–37.
12. Юдина Е.Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики. – М., 2015.
13. Юдина Е.Г., Шмис Т.Г., Шиян И.Б., Шиян О.А. Предисловие организаторов апробации российского издания шкалы ECERS-R // Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М., 2016.
14. Anders Y., Barnett W.S., Engel A., Taguma M. Early childhood education and care policy review: Norway – OECD Publishing., 2015.
15. Clark, A. (2005) ‘Ways of seeing: using the Mosaic approach to listen to young children’s perspectives’, in Clark, A., Kjшrholt and Moss, P. (eds.) Beyond Listening. Children’s perspectives on early childhood services. Bristol: Policy Press, pp. 29–49.
16. Einarsdуttir J. Research with children: methodological and ethical challenges European Early Childhood Education Research Journal Vol. 15, No. 2, June 2007.
17. Emilson A. & Samuelsson Pramling I. Documentation and communication in Swedish preschools Early Years, 2014. Vol. 34, No. 2, 175–187, http://dx.doi.org/10.1080/09575146.2014.880664.
18. Green S.D., Peterson R. Language and Literacy Promotion in Early Childhood Settings: A Survey of Center-Based Practices // Early childhood Research and Practice, 2006, Volume 8 Number 1.
19. Emergent Literacy in Early Childhood Education // UNESCO, Mount Carmel International Training Institute. Haifa, 1992.
20. Emilson A. & Samuelsson Pramling I.
Documentation and communication in Swedish preschools Early Years, 2014. Vol. 34, No. 2, 175–187, http://dx.doi.org/10.1080/09575146.2014.880664.
21. Perlman M., Zellman G. L., Vi-Nhuan Le. Examining the psychometric properties of the Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R) // Elsevier, Early Childhood Research Quarterly 19 (2004) 398–412.
22. Pramling Samuelsson I., Sheridan S. Williams P. Five preschool curricula – Comparative perspective. // International Journal of Early Childhood, 2006, Vol.38.
23. Sheridan S., Giotaa J., You-Me Hanb, Jeong-Yoon Kwonc A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations // Early Childhood Research Quarterly 24 (2009) 142–156.
24. Sylva, K., Melhuish, E., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., & Taggart. B. (2004). The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12. London: Department for Education / Institute of Education, University of London.
25. Tietze W., Cryer D., Bairrгo J., Palacios J., Wetzel G. Comparisons of observed process quality in early child care and education programs in five countries // Early Childhood Research Quarterly, Volume 11, Issue 4, December 1996, Pages 447–475.
26. Vermeer H.J., van IJzendoorn M.H., Cбrcamo R.A., Harrison L.J. Quality of Child Care Using the Environment Rating Scales: A Meta-Analysis of International Studies // International Journal of Early Childhood, April 2016, Volume 48, Issue 1, pp 33–60.
27. Whitehurst G. J., Lonigan C.J. Child Development and Emergent Literacy.
28. Woodhead, Martin (1999). Towards a global paradigm for research in early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal, 7(1) pp. 5–22.
29. Zachopoulou E., Grammatikopoulos V., Gregoriadis A., Gamelas A., Leal T., Pessanha M., Barros S., Liukkonen J., Loizou E., Henriksen C., Sanders Olesen L., Ciolan L. Comparing aspects of the process quality in six europen early childhoog educational settings // 6th International Conference of Education, Research and Innovation. Conference abstracts. Seville. Spain/ 2013.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, качество образования, Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R), ФГОС дошкольного образования