Саттон Э. Кондуктивное воспитание: революция для семей с детьми, страдающими церебральным параличом

№5 2008 Саттон Э. Кондуктивное воспитание: революция для семей с детьми, страдающими церебральным параличом
Полный текст

Представьте такую картину: несколько детей расположились на матах вместе с родителями и играют. Комнату наполняют смех и пение. Подобные взаимоотношения привычны для любой семьи. В данном случае родители тоже одевают детей, едят с ними, играют. Малыши не просто сидят, а ведут себя активно, решают, чем они хотят заниматься, а чем нет. Происходящее – продукт взаимодействия ребенка и взрослого. Не удивительно, что в рамках пары дитя–родитель (диады) ребенок и взрослый будут совершать любое действие по-особому – в своем ритме, достигая индивидуального результата и сопровождая действия характерными для них эмоциями. Вместе с детьми родители учатся учиться: осваивают особую форму воспитания, получившую название «кондуктивное воспитание».Такое гармоничное взаимодействие не возникает случайно, например, в ходе сюжетно-ролевой игры, оно является результатом особой кондуктивной педагогики, разворачивающейся под руководством (двух) профессионалов.

Кондуктивная точка зрения

В данном случае в комнате собрались дети, страдающие церебральным параличом, что часто связано и с интеллектуальными нарушениями. Многие родители, начавшие посещать подобные группы, уже успели столкнуться с трудностями обучения детей, которые не смогли овладеть даже базовыми умениями. Процесс развития родители часто описывали словами «я не могу этого сделать», а не фразами типа «я сделаю это», что, в свою очередь, сказалось на мотивации, усилиях и отношениях между ребенком и родителем. Вместо надежды на будущее взрослые демонстрировали разочарование, смирение, отчаяние, что приводило к нарушению главной сферы обучения – обучению умению учиться.

Известно, что воспитание детей, имеющих проблемы со слухом или зрением, должно опираться на обходные пути развития, позволяющие избежать отрицательного влияния исходного нарушения на ход становления психики ребенка. Сейчас специалисты признают, что психическое развитие детей с нарушениями моторики (которая является вроде бы обособленной сферой, не связанной напрямую мышлением, восприятием или воображением) может быть неуспешным. Без помощи специалиста со стороны родители могут смириться с физическими аномалиями ребенка и относиться даже к неадекватному поведению как к нормальному. В свою очередь, ребенок может научиться извлекать из подобного отношения свою выгоду – из потакания и жалости у малыша может развиться синдром «выученной беспомощности», и он всю жизнь будет зависеть от окружающих.

Кондуктивная педагогика, несмотря на европейское происхождение, не воспринимается современными психологами, большая часть которых ориентирована на когнитивную психологию. Она опирается на идеи Л. С. Выготского о социально-психологическом развитии, А. Валлона о зависимости движения и эмоций, Р. Фуйерштайна о роли взрослого в обучении.

Известно, что движение является неотъемлемой составляющей психологического развития. Моторные нарушения могут исказить или даже препятствовать способности ребенка взаимодействовать с социальным и материальным миром; влияют на умения ребенка изменять положение в пространстве, направлять или отводить взгляд, дотягиваться, указывать, манипулировать с объектом, инициировать контакт, развивать мимику, издавать звуки и т. д. Соответственно, родителям не хватает ответных реакций со стороны ребенка (голоса, жеста, выражения лица ребенка), необходимых для нормального взаимодействия. Например, дети с нарушением моторного развития в ответ на объятие могут никак не отреагировать или даже испугаться.

Традиционные когнитивные и эмоциональные механизмы, которые действуют в рамках диады «родитель–ребенок», в случаях с больными детьми работают не всегда. Нормальные циклы взаимодействия нарушаются, что приводит к негативным последствиям: старания взрослого разбиваются о стену непонимания со стороны малыша. Задача кондуктивных педа гогов – наладить общение с ребенком через соответствующие способы компенсации. Педагоги всячески поощряют успехи малыша. которым сначала руководит взрослый, а затем, приобретая уверенность, сам ребенок демонстрирует желание обучаться и взаимодействовать с окружающими.

Взрослый и ребенок

Кондуктивные группы могут состоять из четырех диад и одного педагога, а могут объединять до двадцати диад под руководством нескольких педагогов. Важно, чтобы дети и взрослые общались друг с другом, в этом случае они получают дополнительные свидетельства возможных достижений и поддержку. Работа в группе состоит не в том, что к детям относятся каким-то особым образом и не в специальных физических упражнениях, которые делают малыши, а в том, что дети и родители обретают опыт совместного обучения в ситуации разделяемой радости, которую поддерживают педагоги. Взрослые совместно с детьми учатся «соединять» разобщенные части детского опыта в единое целое. Кондуктивная педагогика дает родителям возможность пережить успех, на который они не надеялись.

Зачастую родителям бывает очень сложно сказать «нет» ребенку с особенностями развития. В ряде случаев говорить «нет» необходимо, иначе малышу будет сложно стать самостоятельным человеком. Поэтому одно из направлений кондуктивной педагогики связано с коррекцией отношений детей и родителей.Конечно, подобные еженедельные занятия не приносят результата сразу, но изменение отношений между ребенком и взрослым заметно стимулирует развитие детей: родители обретают веру в то, что их ребенок может добиться успехов в развитии, многому научиться. Ребенок, страдающий теми или иными моторными нарушениями, становится более уверенным в собственных силах и затем успешно учится в группе вместе с нормальными сверстниками.

Мировая революция

Кондуктивная педагогика и кондуктивное воспитание развивались в рамках Института кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии им. Пете в Будапеште. В 1986 году о кондуктивном подходе узнал весь мир. На протяжении последних двадцати лет многие родители детей с моторными нарушениями и взрослые, страдающие теми или иными двигательными нарушениями, убедились в его эффективности. В настоящее время работает более 200 центров кондуктивной педагогики, большая часть которых открыта на деньги родителей. В США, Китае и в ряде европейских стран специалисты стали отказываться от того, чтобы понимать физические нарушения в развитии в физиологических терминах; кондуктивная педагогика на деле показала правомерность подхода Л. С. Выготского, говорившего о роли социального окружения в психическом развитии ребенка.

Хотя сейчас в России кондуктивное воспитание еще не стало столь популярным, его основа тесно связана с советской дефектологией, психологией и педагогикой. В 2006 году в Институте им. Пете прошли стажировки российские родители с детьми, страдающими церебральным параличом. Совместно с пра вительством Москвы и компанией «Глобус ХХI век» Институт им. Пете планирует открыть в Москве свой центр.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.