ISSN 1997-9657
       

Римашевская Л.С., Атарова А.Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета

№1 2019 Римашевская Л.С., Атарова А.Н.  Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета
Аннотация

В статье раскрываются основные подходы к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Основное внимание уделяется тому, что группа детского сада, как генетически ранняя ступень социальной организации, создает необходимые условия для развития детских контактов в самостоятельной, совместной деятельности, формирования опыта общения со сверстниками «на равных» в разнообразных по содержанию образовательных ситуациях, необходимых для становления личности дошкольника. Рассматриваются направления изучения самостоятельности детей дошкольного возраста в исследованиях, проводимых на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Методологическую основу исследования составляют идеи субъектного и гуманитарного подходов; концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе). В качестве методов исследования применялись теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-личностного развития ребенка, анализ диссертационных исследований, выполненных на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена со второй половины XX века до настоящего времени.

Описаны основные направления социально-личностного развития дошкольников, субъектные характеристики во взаимодействии дошкольников со сверстниками.

В основе субъектных проявлений старшего дошкольника лежат формирующиеся ценностные ориентации; избирательность, обусловленная интересами совместной деятельности и привлекательными, положительными качествами сверстников; свобода выбора партнеров по общению в соответствии с личными и деловыми мотивами; успешный опыт общих дел; готовность самостоятельно решать доступные задачи общения и деятельности.

Фрагмент статьи

Введение

Создание в детском сообществе дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, развитие эмоционального интеллекта дошкольников обеспечивает условия для благоприятного и эффективного образования каждого ребенка. Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции, а педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах (А. Локтионова, В.М. Холмогорова и др.).

При рассмотрении задач воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста необходимо сделать упор на социокультурное сопровождение детства и формирование у дошкольника такой важной компетентности, как социальной (Е.В. Бондаревская, Л.В. Трубайчук, И.С. Якиманская).

«Социально-коммуникативное развитие, – согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, – направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6 ФГОС ДО, 2014).

Направления и методы исследования

Рассмотрим, как формировались идеи социально-коммуникативного развития ребенка в исследованиях Петербургской научной школы второй половины XX – начала XXI века.

Изучение педагогических оснований становления и развития личности ребенка как субъекта деятельности и поведения осуществлялось на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена по разным содержательным направлениям, связанным с многообразием проявлений ребенка в детских видах деятельности.

Исследования в рамках научной школы Т.И. Бабаевой объединены концептуальным подходом к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, в процессе осуществления которых произошло зарождение идеи субъектности как личностного качества, становление которого возможно в дошкольном возрасте.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитание и развитие личности / Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. – Книга 10. – М.: Свет, 2017. – 288 с.
2. Бабаева Т.И. Субъектная позиция ребенка в контексте подготовки к обучению в школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2007. – С. 38–44.
3. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. Дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07. – Ленинград, 1973. – 209 с.
4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Дошкольник в пространстве общения со сверстниками и взрослыми // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Результаты межрегионального исследования. Коллективная монография / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – Ч.2. – С. 55–78.
5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 192 с.
6. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2010. – С. 17–26.
7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. О субъектности дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе, 22–24 апреля 2009 г. – СПб, 2009. – С. 258–265.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб., 2014. – 352 с.
9. Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс], URL: http://www.kdp-spb.ru, дата обращения: 28.07.2018.
10. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореферат дисс… канд. пед. наук:13.00.07. – СПб., 2008. – 21 с.
11. Корепанова И.А. Варианты организации самостоятельной деятельности детей в немецком детском саду // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №10. – С. 104–112.
12. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении со старшими дошкольниками: автореферат дисс… канд. пед. наук: 13.00.07. – СПб., 2007. – 21 с.
13. Педагогика детства: Петербургская научная школа. Монография / Под ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: РГПУ, 2005. – С. 483.
14. Полякова М.Н. Влияние личностных качеств на успешность социально-психологической адаптации первоклассника к школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Союз, 2007. – С. 226–230.
15. Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №10. – С. 6–18.
16. Римашевская Л.С. Изучение феномена взаимодействия ребенка со сверстниками в исследованиях кафедры дошкольной педагогики // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сборник научных статей. По материалам международной. конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2010. – С. 67–77.
17. Силаева М.Н. Формирование самостоятельности у детей 6-го года жизни в конструктивных играх: дисс. ...канд. пед. наук. – СПб., 1992.
18. Сокольникова М.Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях: автореферат дисс… канд. пед. наук: 13.00.07. – СПб., 2001. –21 с.
19. Третьяк А.В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами.: автореферат дисс… канд. пед. наук:13.00.07. – СПб., 2006. – 21 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Росийской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155. [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.ru, дата обращения: 31.07.2018.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

субъектные проявления ребенка, социально-коммуникативное развитие, группа свер­стников, взаимодействие со сверстниками, развитие самостоятельности