Ошибка
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось

Римашевская Л.С., Гультяева О.А. Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста

№3 2022 Римашевская Л.С., Гультяева О.А.   Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
Аннотация

Актуальность тематики статьи. Способность оценивать себя, собственные достижения – одно из новообразований личности ребенка, появляющееся в дошкольном возрасте. Важность развития этой регуляторной способности для дошкольника в том, что она оказывает влияние на успешность ребенка в различных видах деятельности. Многочисленные исследования посвящены вопросам изучения самооценки в дошкольном, младшем школьном возрасте. Но в их содержании практически не раскрываются качественные характеристики самооценки старших дошкольников. Проведенный анализ детских суждений позволяет глубже понять современного ребенка в пространстве оценки и самооценки, исследовать своеобразие оценочного поля, в котором он развивается, а также переосмыслить способы поддержки положительной самооценки в педагогическом процессе ДОО.

Целью исследования стало выявление особенностей самооценки старших дошкольников группы с нормой развития и ОНР.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 50 детей 6–7 лет. В каждой из обследованных групп приблизительно одинаковое количество мальчиков и девочек. Основную группу методов, которые использовали педагоги, составили беседы и метод включенного наблюдения за детьми в организованной деятельности на занятиях, естественной обстановке (играх, разговорах со сверстниками, на прогулке). Были составлены карты наблюдения, модифицированы существующие диагностические беседы, определены образовательные ситуации для оценивания. Фиксировалась выраженность и характер оценки детьми собственной деятельности. Дополнительная группа методов включила в себя экспериментальные методики по выявлению самооценки: В.Г. Щур «Лесенка», «Проба де Греефе», «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, «Какой я?», шкалы «Дембо – Рубинштейн».

Результаты исследования. На основе результатов проведенных диагностик у большинства детей была обнаружена возрастная норма уровня самооценки. Неадек­ватно завышенная или заниженная самооценка была отмечена у детей, имеющих низкий уровень развития когнитивного компонента самооценки, с недостаточно развитым рефлексивно-критическим отношением к себе. Речевые нарушения (ОНР) не имеют особого влияния на уровень самооценки старших дошкольников. При рассмотрении качественных характеристик самооценки воспитанников было выявлено, что оценочные высказывания в повседневной речи детей редки и содержательно обеднены. Дети недостаточно владеют умениями оценки и самооценки. Естественная речевая среда не всегда обеспечивает ребенка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания, поэтому оценки детей шести-семи лет отличаются категоричностью и двухмерностью: делаю / не делаю, хорошо / плохо, нормально / ненормально, любят/ не любят и т.п.

Выводы. Проведенный анализ суждений детей позволяет сделать вывод о значительно ограниченных представлениях дошкольников о себе, трансляции, повторении однообразных суждений взрослых. Образ ребенка-дошкольника обедняется, замыкается на послушании прилежании, неконфликтности, лишен ценностной ориентации, содержательности, многообразия.

Фрагмент статьи

Постановка проблемы

В период дошкольного детства ребенок приобретает начальный субъектный опыт, который предусматривает обогащение представлений дошкольника о своих внешних и внутренних качествах, положении в детском сообществе, оценочные отношения к этим знаниям о себе, освоение способов адекватного поведения в различных ситуациях. Развитие в детях положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроля и ответственности за свои действия – одна из задач социально-коммуникативного направления развития старших дошкольников, обозначенных в ФГОС ДО. Перечисленные качества создают для ребенка основу для благоприятного вхождения в новую ситуацию школьного обучения и решения новых задач. Вместе с тем в современном дошкольном образовании актуализируется задача применения образовательных технологий, способных инициировать и регулировать процесс формирования самооценки, саморазвития и самоутверждения личности.

В ФГОС ДО предусмотрен ряд психолого-педагогических условий успешной реализации образовательной программы, среди которых важнейшее значение отведено формированию и поддержке положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях (ФГОС ДО, 2013).

Теоретические подходы к решению проблемы

Самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора. Формирование адекватной самооценки крайне значимо, поскольку от нее зависит саморегуляция и самоконтроль, что очень важно для подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо, чтобы в период дошкольного детства ребенок приобрел начальный субъектный опыт, который, в том числе, предусматривает обогащение представлений дошкольника о своих внешних и внутренних качествах, положении в детском сообществе, оценочные отношения к этим знаниям о себе, освоение способов адекватного поведения в различных ситуациях (Бабаева, 2012).

Л.С. Выготский считал, что самооценка начинает складываться в семилетнем возрасте, как устойчивое и дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка, по мнению Л.С. Выготского, важнейшая личностная характеристика, которая контролирует собственную деятельность, позволяет выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами.

А.Н. Леонтьев выделяет когнитивный (знания человека о себе) и эмоциональный компонент самооценки (отношение к себе как мера удовлетворенности собой) и рассматривает самооценку как устойчивое эмоциональное отношение, которое «является результатом специфического обобщения эмоций».

С.Я. Рубинштейн добавляет, что в самооценке отражаются фундаментальные свойства личности, а также ее направленность и активность.

И.С. Кон отмечает, что самооценка «общий знаменатель, итоговое измерение «Я», которое выражает меру принятия или непринятия индивидом самого себя, отношение к себе (положительное или отрицательное)». Исследование А.В. Захаровой показало, что неадекватно завышенная или заниженная самооценка отмечается у детей, имеющих низкий уровень развития когнитивного компонента самооценки, рефлексивно-критическое отношение к себе у таких детей развито недостаточно (Курбатова, Пухова, Беляева, 2019).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бабаева Т.И. Ситуации выбора как средство развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сборник научных статей по материалам междунар. научно-практ. конференции, 3–5 октября 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 82–91.
2. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 111 с.
3. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: Проект-Ф, 2001. – 204 с.
4. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. – Новосибирск: ГЦРО, 2000. – 132 с.
5. Буй Тхи Вьет. Формирование адекватности самооценки у детей 5–6 лет в продуктивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2006.
6. Варданян Ю.В., Кавадина А.О. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №1. – С. 1–9.
7. Горбунова Е.В., Хандов С.К. Особенности формирования самооценки у старших дошкольников общим недоразвитием речи // Акмеология. – 2018. – №1. – С. 83–86.
8. Горохова А.А., Сомова Н.Л., Киричик Е.С. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков // Психология человека в образовании. – 2021. – Т.3. – №2. – С. 128–139. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139
9. Иванова Г.П., Слухаева М.А. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации // Акмеология. – 2018. – №4. – С. 19–24.
10. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 352 с. ISBN 978-5-906797-74-2
11. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. – 2019. – №1 (37). – С. 251–261. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pse
12. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2006. – Т.3. – №2. – С. 23–51. DOI: 10.17323/1813-8918-2006-2-23-51
13. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. –
М.: Флинта, 2016. – 392 c.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
15. Румянцева Т.В. Методика «Кто Я?». В кн.: Т. В. Румянцева. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. – СПб.: Речь, 2006. – С. 82–103.
16. Рябышева Е.Н. Научно-практические подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ТГУ. – 2007. – Вып. 9 (53). – С. 80–86.
17. Самогаева А.Д. Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению // Вестник МИТУ-МАСИ. – 2018. – №2. – С. 39–43.
18. Сидоров К.Р. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып.1. – С. 40–42.
19. Стеркина Р.Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977. – С. 44–45.
20. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
21. Шуритенкова В.А. Обучение старших дошкольников оценке и оценочному высказыванию: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2003.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

самооценка, диагностика самооценки, дети старшего дошкольного возраста, условия развития самооценки