ISSN 1997-9657
       

Веракса А.Н. Роль искусства в психическом развитии ребенка

Фрагмент статьи

Достаточно распространенным является мнение, что искусство связано с деятельностью воображения, что оно не выражает объективных отношений, а лишь представляет субъективный опыт человека. В основе науки лежит процесс познания глубинных структур окружающего мира посредством разума. Ее методы объективны и точны. Искусство, наоборот, субъективно, но в то же время в развитии науки и искусства можно увидеть множество параллелей.

Если обратиться к жизни известных ученых, изобретателей, то окажется, что «поэт Малларме вдохновлет математика Пуанкаре, философ Лосев умозаключает от теории относительности к миру сказок, крупнейший физик современности Вольфганг Паули пишет книгу в соавторстве с психологом Юнгом, доказывая родство мира микрофизики с глубинной психологией, и ему вторит другой крупнейший физик, Вернер Гейзенберг, ошеломительною фразою о том, что, исследуя Вселенную и ожидая обнаружить в ней объективные свойства, «человек встречает самого себя». Как же объяснить эту тесную связь?

Не только наука, но и искусство выполняет познавательную функцию. Разница состоит в том, что если в науке в качестве средства познания используется знак, то в искусстве – символический образ. Но чем символ отличается от знака?

Во-первых, специфика знакового отражения состоит в том, что мы можем сразу обратиться к значению, то есть в известном смысле оставить без внимания «внешность» ситуации. Если мы, например, читаем вывески, то для нас не важно, какими буквами они написаны, поскольку мы сразу же ориентируемся на то, что они обозначают. Символ, наоборот, заставляет сконцентрироваться на его внешнем оформлении.

Во-вторых, символ действует в ситуации неопределенности, т. е. в такой, в которой неизвестны способы достижения цели, сама цель или условия. В этом случае человек видит внешние особенности ситуации, но не понимает причин и законов, по которым она развивается. Если за знаком находится определенное значение (или набор значений), то для символического образа соответствия в значениях нет (поскольку нет понимания в значениях той ситуации, с которой сталкивается человек). Если говорить о произведении искусства, то становится очевидным, что за ним всегда лежит ситуация неопределенности, которая находит выражение в символическом образе автора. В то же время зритель, сталкиваясь с этим образом, также оказывается в ситуации неопределенности (в силу того, что сам образ несет в себе противоречивые тенденции и создает тем самым ситуацию неопределенности), и постоянно пытается понять ту ситуацию, которая стоит за этим образом. Можно сказать, что зритель вовлечен в процесс интерпретации образа и его эмоционального переживания одновременно. Достаточно ярко этот процесс проявляется при чтении романа Ф. М. Достоевского «Идиот», в котором князь Мышкин сочетает в себе две разных любви к двум женщинам. В результате создается противоречивый образ героя, что усиливает символизм произведения. Та же логика характерна для трагедии У. Шекспира «Гамлет». Л. С. Выготский справедливо указывает на то обстоятельство, что поведение героя не укладывается в однозначную интерпретацию. Читатель вынужден менять свое понимание мотивов действий Гамлета, но даже в конце произведения он так и не находит адекватного (в логике значений) объяснения его поступкам. Это заставляет воспринимать героя как некоторый символический образ, за которым, по мысли автора, стоит реальная жизненная ситуация, сложная своей неопределенностью. Можно сказать, что одна из задач искусства состоит в предчувст­вии проблемы. При этом сама проблема еще не сформулирована, а только переживается автором как ситуация неопределенности.

В-третьих, необходимо указать на возможность перехода от символического восприятия ситуации к знаковому. Это возможно лишь в том случае, если удается найти соответствие между символом и скрытым значением, т. е. законами, по которым строится ситуация неопределенности. Другими словами, возникающее в сложной ситуации символическое представление может оказаться продуктивным (иметь «выход» в область значений) или непродуктивным – в этом случае субъект не перейдет к значению, а будет ограничен образным, наглядным содержанием символа.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.