ISSN 1997-9657
       

Зацепина М.Б. Роль Н.А.Ветлугиной и А.В.Кенеман в становлении и развитии теории художественного и эстетического воспитания детей

Фрагмент статьи

Огромное значение в создании отечественной системы и теории музыкального воспитания в 50-е и последующие годы имели научно-исследовательская и практическая деятельность Н. А. Ветлугиной и А. В. Кенеман. Их научные и педагогические взгляды формировались под влиянием идей Б. Л. Яворского, В. Н. Шацкой, Б. В. Асафьева, Б. М. Теплова, А. П. Усовой, А. В. Запорожца и др. Изучая структуру музыкальности и возрастные уровни музыкального развития, Н. А. Ветлугина пришла к выводу, что для целостной характеристики музыкальности нужно учитывать особенности ребенка, его запросы и интересы. Опираясь на положения психологов В. Н. Мясищева и Б. М. Теплова, в монографии «Музыкальное развитие ребенка» она пишет, что в структуре музыкальности надо выделить общие музыкально-эстетические и специальные способности.

Для музыкально-эстетических способностей характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. К специальным относятся основные музыкальные способности (способность переживания, различения, представления и воспроизведения ладовысотных соотношений; способность переживания, различения, представления и воспроизведение музыкального ритма) и их сенсорная основа.

Эмоциональный отклик на музыку определялся как ведущий компонент музыкальности. Автор рассматривала эмоциональную отзывчивость на музыку не только как компонент музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке. Н. А. Ветлугина выделяет основные части разработанной модели, связывает этапы воспитания эстетического отношения ребенка к музыке с необходимостью формирования отдельных качеств личности дошкольника, а также способы действия, которыми он должен овладеть. Основным компонентом в этой структуре является способность эмоционально переживать музыку в процессе ее восприятия. Эмоциональное сопереживание способствует проникновению в мир музыкальных образов. Чем ярче образ, тем больше он побуждает детей к сопереживанию. Последнее также стимулирует развитие музыкальных способностей и интересов, оно же является признаком наличия уже сущест­вующих мотивов, музыкальных интересов и потребностей.

Ведущими качествами в данном компоненте Н. А. Ветлугина считала эстетические эмоции, интересы и рассматривала их как одну из форм направленности личности, связанную с эмоциональными проявлениями при возникновении и становлении мотивов и потребностей ребенка. Способность к самостоятельному учению, поисковым действиям являются вторым компонентом эстетического отношения к искусству. Усвоение способов самостоятельных действий оказывает влияние на формирование эстетиче­ского отношения детей к музыке. Эмоционально окрашенная деятельность приносит радость, ребенку, способствует возникновению интереса. Музыкальные интересы активизируют процесс усвоения музыкального опыта.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.