Русецкая М.Н., Величенкова О.А., Ушакова Е.В., Преснова О.В. Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Речевое развитие выступает ключевым фактором академической успешности обучающихся. Чтение и письмо как виды речевой деятельности являются метаязыковыми компетенциями, обеспечивающими у обучающихся всех уровней образования усвоение содержания учебных дисциплин, коммуникацию и влияющими на дальнейшую социализацию. Поэтому вопросы своевременной массовой диагностики нарушений речевого развития современных детей приобретают большую актуальность. В статье рассматривается отечественный и мировой опыт диагностики речевых нарушений, в том числе использования скринингов оценки рисков речевого и психологического развития; анализируются изменения в системе диспансерного логопедического наблюдения детей, произошедшие в России за последние 10 лет, описываются модели психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.

Цель работы – описать модель стандартизированной двухэтапной процедуры речевого скрининга; представить содержание первого этапа, алгоритм его проведения и анализ результатов первичной апробации опросника по оценке речевого развития на детях 7-летнего возраста.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в 15 образовательных организациях Москвы в 2020–2021 годах. На основе современных представлений о речевом развитии ребенка был разработан опросник по оценке речевого развития и апробирован в дошкольных группах с 686 детьми 7 лет – 7 лет 3 месяцев. Основные методы исследования – наблюдение, опросник, методы математической статистики.

Результаты исследования. Представлен опросник по оценке речевого развития ребенка 7 лет, позволяющий определить обучающихся, нуждающихся в прохождении логоскрининга (2 этап) и дифференцированной помощи учителя-логопеда. Получены статистические данные о речевых нарушениях в данной возрастной группе.

Заключение. Делается вывод о важности проведения двухступенчатого речевого скрининга в критические периоды развития, предлагается алгоритм его апробации. Обозначены преимущества скрининговой системы отбора детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, для органов исполнительной власти в области образования, образовательных организаций и ребенка.

Фрагмент статьи

Введение

Своевременное выявление отклонений в речевом и психологическом развитии – ключевой фактор создания эффективной системы психолого-педагогической помощи. В развитых странах используются различные психометрические скрининговые процедуры выявления особенностей в развитии, которые могут требовать создания особых условий обучения (Compton et al., 2006; Dunn, Dunn, 2007; Jenkins, Hudson, Johnson, 2007; Fletcher et al., 2002; Jenkins, O’Connor, 2002; Santi et al., 2009; Snowling et al., 2011; Wagner, 1999; Wallace, Hammill, 2013). Их цель – провести первичное просеивание, отбор детей, которые могут составлять группу риска. Эти процедуры применяются как в здравоохранении, так и в образовании. Они могут быть многоступенчатыми: в случае необходимости к оценке уровня сформированности базовых когнитивных функций ребенка подключаются специалисты, обладающие более высокими компетенциями в области специальной педагогики и психологии, чем педагоги, проводившие первичное обследование (Compton et al., 2006; 2010). Благодаря стандартизации скрининги широко распространены, их результаты оказываются сравнимыми, имеется возможность анализа больших данных, т.е. национального мониторинга психологического здоровья детей и принятия решений относительно объема и содержания психолого-педагогической помощи детскому населению или, шире – о качестве этой помощи на данный момент.

В настоящее время российская система психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) лишена двух основных условий создания таких национальных мониторингов. Во-первых, отсутствуют стандартизированные и апробированные технологии речевого скрининга, которые могут единообразно использоваться всеми специалистами и относительно которых получены популяционные данные для разработки шкал оценки. Во-вторых, произошедшие за последнее десятилетие изменения в организации логопедической помощи привели фактически к уменьшению охвата детского населения диспансерным логопедическим наблюдением. Вторая проблема требует отдельного рассмотрения и не может быть преодолена без принятия инфраструктурных решений как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Таким образом, в рамках данной статьи представляется целесообразным проанализировать актуальную ситуацию в российской системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопоставить ее с мировым опытом внедрения скринингов речевого и психологического развития детей, а также представить вариант стандартизированной двухэтапной процедуры оценки рисков речевого развития старших дошкольников. В статье приводятся результаты апробации первого этапа скрининга речевого развития, проведенного в 15 образовательных организациях Москвы.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников. 3 изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 176 с.
2. Бакушкина Н.И., Киселев С.Ю., Львова О. А., Сулейманова Е.В., Туктарева И.В. Использование шкал Бейли (BAYLEY-III) для оценки нейрокогнитивного развития детей в норме и при патологии // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2018. – Т.11. – №1. – С. 85–94.
3. Вакорина Л.Ю., Приходько О.Г., Югова О.В. Психолого-медико-педагогические комиссии в контексте инклюзивного образования: ключевые показатели деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2019. – Т.19. – №4. – С. 814–824.
4. Величенкова О.А. Диагностика речевых функций в рамках скрининг-обследования первоклассников // Новые педагогические технологии. – М.: Спутник+. – 2015. – С. 39–44.
5. Величенкова О.А., Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса // Специальное образование. – 2019. – №3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-narusheniy-pisma-i-chteniya-u-detey-dannye-vserossiyskogo-oprosa (дата обращения: 31.07.2021).
6. Дорофеева С.В., Решетникова В.А., … Драгой О.В. Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией / 8-я международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – С. 331–333.
7. Елецкая О.А., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –
М.: Сфера, 2005. – 189 с.
8. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Орга­ни­за­ция и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М.: Просвещение, 1991. – 237 с.
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – Репр. изд. – М.: Альянс, 2013. – 366 с.
11. Ощепкова Е.С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик / Вопросы психолингвистики. – 2020. – №2 (44). – С. 110–123. DOI 10.30982/2077-5911-2020-44-2-110-123
12. Письмо Минобразования РФ от 14 июля 2003 г. №27/2967-6 О направлении для использования в работе инструктивного письма «О психолого-медико-педагогической комиссии».
13. Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
14. Письмо МПО РФ №48 от 4.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1–8 видов».
15. Приказ Минздрава СССР от 24 июля 1979 г. №754 «О должностях логопедов для оказания населению амбулаторной логопедической помощи».
16. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. №60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №383 от 27.12.1998 г. «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций».
18. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 25 июня 2003 г. № 397 «О совершенствовании организационно-методической работы в системе Департамента здравоохранения города Москвы».
19. Руль (Елисеева) Н., Горобец Е., Резвина И. Повторение псевдослов русскоговорящими детьми: материалы для нейролингвистического опросника // Филология и культура. – 2018. – №2(52). – С. 121–127.
20. Федеральный Закон от 29.12.2012 n 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
21. Bankson, N.W., Mentis, М., Jagielko, J.R. (2018) BELT-3: Bankson Expressive Language Test. Third Edition. ProEd.
22. Compton, D.L., Fuchs, D., Fuchs, L.S., & Bryant, J.D. (2006). Selecting at-risk readers in first grade for early intervention: A two-year longitudinal study of decision rules and procedures. Journal of Educational Psychology, 98, 394–409.
23. Compton, D.L., Fuchs, D., Fuchs, L.S., Bouton, B., Gilbert, J.K., Barquero, L.A. et al. (2010), Selecting at-risk first-grade readers for early intervention: eliminating false positives and exploring the promise of a two-stage gated screening process. Journal of Educational Psychology, 102, 327–340.
24. De Agostini, M., Metz-Lutz, M.N., Van Hout, A., Chavance, M., and Deloche, G. (1998) Oral Language Evaluation Battery of Aphasic Children: A French Standardization // Revue de Neuropsychologie. №8. 319–67.
25. Dunn, L.M., Dunn, D.M. (2007) PPVT-4: Peabody picture vocabulary test Minneapolis, MN.: Pearson Assessments.
26. Jenkins, J.R., Hudson, R.F., & Johnson, E.S. (2007). Screening for at-risk readers in a response-to-intervention (RTI) framework. School Psychology Review, 36, 582–600.
27. Fletcher, J.M., Foorman, B.R., Boudousquie, A.,Barnes, M.A., Schatschneider, C. & Francis, D.J. (2002). Assessment of reading and learning disabilities, a research-based intervention-oriented approach. Journal of School Psychology, 40, 27–63.
28. Jenkins, J.R., & O’Connor, R.E. (2002). Early identification and intervention for young children with reading/learning disabilities. In R. Bradley, L. Danielson & D. P. Hallahan (Eds.), Identification of learning disabilities: Research to practice (pp. 99–149). Mahwah, NJ: Erlbaum.
29. Marini, A., Eliseeva, N., Gorobets, E.A., and Filippova, O.G. (2017) An Introduction to the Russian Adaptation of the Battery for the Assessment of Language in Children (Bvl_Ru) // 4th International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences & Arts SGEM. 541–48.
30. Marini, A., Marotta, L., Bulgheroni, S., and Fabbro, F. (2014) Batteria Per La Valutazione Del Linguaggio in Bambini Dai 4 Ai 12 Anni. Firenze: Giunti O.S. Organizzazioni Speciali.
31. Santi, K.L., York, M., Foorman, B. & Francis, D.J. (2009). The timing of early reading assessment in kindergarten. Learning Disability Quarterly, 32, 217–227.
32. Snowling, M.J., Duff., Petrou, A., Schiffeldrin, J., & Bailey, A.M. (2011). V Identification of children at risk of dyslexia: The validity of teacher judgements using ‘Phonic Phases’. Journal of Research in Reading, 34, 157–170.
33. Wagner, R.K. (1999) CTOPP: Comprehensive Test of Phonological Processing. PRO-ED.
34. Wallace, G., Hammill, D.D. (2013) CREVT-3: Comprehensive Receptive and Expressive Vocabulary Test. Third Edition. ProEd.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

речевые нарушения, логопедический скрининг, трудности в обучении, адаптированная программа, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое сопровождение.