ISSN 1997-9657
       

Самохвалова А.Г., Иванова Н.М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде

Аннотация

В статье поднимается проблема развития ребенка в условиях гетерогенной социальной группы. Показано, что процесс общения дошкольников в гетерогенной среде содержит потенциальные риски возникновения и актуализации вариативных коммуникативных трудностей, которые связаны с негативными установками, непониманием, неприятием, неготовностью к сотрудничеству с партнерами, отличающимися по каким-либо характеристикам (национальность, состояние здоровья, семейные условия, стиль поведения и др.). Предлагается рассматривать гетерогенность не только как фактор риска, но и как ресурс для эффективной социализации детей, накопления социального капитала, формирования толерантности, социальной гибкости, мобильности, жизненных и коммуникативных компетенций. Представлены результаты эмпирического исследования, включающего две серии: первая серия (n = 120) предполагала выявление коммуникативных трудностей и типов затрудненного общения дошкольников в гетерогенной среде дошкольной образовательной организации; вторая серия (n = 86) была направлена на создание психолого-педагогических условий для развития толерантности как основы конструктивного взаимодействия детей в гетерогенной группе. Выявлены типы затрудненного общения дошкольников в гетерогенной социальной группе: гиперактивный, застенчивый, демонстративный; показано, что каждый из этих типов имеет специфические коммуникативные трудности, связанные с низким уровнем развития толерантности. Представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на помощь дошкольникам в преодолении актуальных коммуникативных трудностей через развитие структурных компонентов толерантности; обоснованы психолого-педагогические условия этого процесса (обеспечение готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности детей; включение дошкольников в творческую деятельность по созданию и трансформации развивающей предметно-простран­ственной среды, моделирующей социокультурное гетерогенное пространство).

Фрагмент статьи

Гетерогенная социальная группа как ресурс социализации ребенка

Дошкольная образовательная организация на сегодняшний день в России – это неоднородная социальная среда, гетерогенный коллектив детей и педагогов, объединяющий обучающихся с особыми образовательными возможностями и потребностями, имеющих различное состояние здоровья, специфическое культурное наследие и паттерны поведения в социуме. Это, несомненно, должно учитываться в реальной педагогической практике, в связи с чем образовательный процесс необходимо строить на принципах дифференцированного и индивидуального подходов. Задача дошкольной образовательной организации при этом заключается не только в обеспечении качественного образования и развития детей, но и в создании условий для личностного роста, самовыражения в гетерогенной группе, в развитии адаптационных механизмов ребенка, в актуализации его индивидуальных потенциалов и оказании помощи детям в преодолении возникающих социальных и коммуникативных трудностей.

В трудах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Н. Ле­онтьева, В. В. Давыдова, А. В. Петров­ского гете­рогенность связывается с проблемами социализации личности, соотношения биологического и социального в человеке, развития нормального и аномального ребенка. Общие теореотико-методологические аспекты организации учебной деятельности в гомогенных и гетерогенных группах нашли отражение в работах А. Г. Асмолова, Г. А. Бордовского, К. Ю. Грачева, Л. Н. Блиновой и др. Гете­ро­ген­ные группы как объединения, состоящие из людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, рассматриваются в работах Р. Вердербер, К. Вердербер (Вердербер Р., Вердербер К., 2003).

В исследованиях Н.М. Сажиной, Д.В. Гре­ховодовой представлена типология гетерогенных групп обучающихся в образовательной организации, включающая такие категории детей, как одаренные, дети с низким уровнем социально-психологической адаптации, дети-мигранты (Сажина Н.М., Греховодова Д.В., 2016). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил возможности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В гетерогенные группы обучающихся входят и дети-сироты, и дети, находящиеся в социально опасной жизненной ситуации (Байкова Л.А., 2017).

Особую актуальность в наши дни приобретает проблема межнационального и межконфессионального взаимодействия, поскольку стремления различных этносов, культур и религий нередко разнонаправлены и создают когнитивный диссонанс и эмоциональный дискомфорт у субъекта в процессе общения. С.Л. Кандыбович полагает, что именно дошкольная организация должна транслировать положительный опыт межкультурного взаимодействия (Кандыбович С.Л., 2016).

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и прак-тика. – 2016. – №9. – С. 52–59.
2. Байкова Л.А. Особые образовательные потребности обучающихся и специальные компетенции педагогов, работающих в гетерогенной организации // Человеческий капи-
тал. – 2016. – №3 (87). – С. 10–14.
3. Байкова Л.А. Социальное здоровье обучающихся в гетерогенной образовательной организации // IDE-Online Journal (International Dialogues on Education: Past and Present). – 2017. – Vol. 3. – №3.
4. Байкова Л.А. Теоретико-эмпирическое исследование дополнительных специальных компетенций педагога инклюзивного образования // Психолого-педагогический
поиск. – 2014. – №4 (32). С. 116–129.
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. – 2010. – №2. – С. 46–54.
6. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: Питер, 2003.
7. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №5. – С. 46–54.
8. Декларация принципов терпимости // Международные нормативные акты ЮНЕСКО, 1995.
9. Иванова Н.М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.
10. Кандыбович С.Л. Культурная идентичность и межкультурное взаимодействие
в современном мегаполисе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 4–7.
11. Марцинковская Т.Д., Киселева Е.А. Социализация в мультикультурном пространстве // Психологические исследования. – 2017. – №10(53). – С. 2.
12. Мацкевич М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад»: дис. …канд. пед. наук. – М., 2006.
13. Сажина Н.М., Греховодова Д.В. Ти­пология гетерогенных групп обучающихся в общеобразовательной организации // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – №5. – Ч. 3. – С. 149–152.
14. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2011.
15. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014.
16. Самохвалова А.Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе общения: дис. …д-ра психол. наук. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015.
17. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М.: Академия, 2000.
18. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Соци­альный капитал: теория и психологические исследования. – М.: РУДН, 2009.
19. Федорцева М.Б., Литвинова Ю.А., Кречетова Н.М., Фрезе Н.В. Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с ООП // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №3. – С. 18–23.
20. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольник, коммуникативные трудности, гетерогенная социальная среда, толерантность, эмпатия, психолого-педагогическая помощь