ISSN 1997-9657
       

Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования

№05 2017 Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования
Аннотация

Статья посвящена анализу развития инклюзивного образования в России. Проблема инклюзивного образования является одной из наиболее дискуссионных в современном образовании. В статье рассматривается понятие «инклюзивное образование», проводится разграничение понятий «интеграция» и «инклюзия», формулируются цели и ценности инклюзивного образования, обосновываются принципы, на которых оно базируется, и те меры в образовательной политике России, которые осуществлены на сегодняшний день. Методологической основой анализа является системно-деятельностный подход и культурно-исторический подход Л.С. Выготского. В процессе исследования закономерностей развития инклюзивного образования использованы категориальный, сравнительный анализ, синтез, наблюдение и логическое обобщение. Инклюзивный подход сопоставляется с теми инновациями в образовании, которые проводятся в последние десятилетия в России и сталкиваются с определенными препятствиями в своей реализации. Обосновывается предположение, что инклюзивное образование, с одной стороны, высвечивает все противоречия и дефициты, которые существуют в современной образовательной системе, а с другой стороны, позволяет сформировать стратегию по преодолению этих дефицитов. В статье рассматриваются инклюзивные технологии, индивидуализирующие образовательный процесс, позволяющие педагогу работать в ситуации разнообразия особенностей детей. Это технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды; технологии командной работы, такие как технологии деятельности психолого-педагогического консилиума, командное обучение, тьюторское сопровождение, взаимное парное обучение, тренировка взаимодействия, организация окружения, групповые виды активности, прямое обучение социальным навыкам, формирование социальных навыков с посредничеством сверстников; дифференцированный подход к процессу обучения и оценки достижений детей; работа с принимающим сообществом; коррекционно-развивающие технологии – технологии работы логопеда, психолога, дефектолога, нейропсихолога, программы прикладного анализа поведения АВА (Applied Behavior Analysis). Использование рекомендаций по совершенствованию механизмов развития инклюзивного образования позволит повысить эффективность инклюзивной практики.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование – достаточно новое понятие для исследователей в области образования. Несмотря на то, что оно введено в Закон об образовании в Российской Федерации, который вступил в действие в 2013 году, не только ученые, но и управленцы и педагоги по-разному трактуют это понятие и поэтому очень по-разному выстраивают политику и практику инклюзии.

Различие понятий «интеграция» и «инклюзия»

Напомним, что инклюзивное образование продолжает школьную реформу 1970-х гг., которая была направлена на обеспечение интеграции детей с инвалидностью в школы по месту жительства – создание в школах коррекционных классов, развитие сети психолого-педагогических медико-социальных центров, призванных оказывать поддержку детям, которые испытывают сложности, в том числе и при освоении образовательной программы.

В отличие от интеграции, которая была направлена на адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям массовой школы, инклюзия направлена на изменение условий получения образования в образовательных организациях таким образом, чтобы сами эти условия были приспособлены к образовательным потребностям всех без исключения обучающихся. Отсюда возникает понятие «включающего образования», которое означает создание условий для включения в образовательный процесс любого ребенка с учетом его особенностей и призвано объединить ресурсы специальной и общеобразовательной систем образования.

Разграничение понятий «интеграция» и «инклюзия» является принципиальным и не позволяет употреблять формулировки следующего плана: «развернувшаяся в последние годы интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательные учреждения общего назначения, особенно в форме инклюзии, прямо противоположна этому принципу педагогики и игнорирует закономерности психической деятельности детей с ограниченными возможностями (ОВ)» (Лубовский В.И., 2017). Инклюзия не является формой интеграции и не сводится к «обучению ребенка с ОВ в одном классе с нормально развивающимися детьми, по той же программе и тем же учителем» (Лубовский В.И., 2017. С. 32–37).

Список литературы

1. Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Сунько Т.Ю., Самсонова Е.В., Алексеева М.Н., Борисова Н.В., Фадина А.К. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. – М.: МГППУ, 2014. – 148 с.
2. Лубовский В.И. Инклюзия – тупико­вый путь для обучения детей с ограничен­ными возможностями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2017. – №2. – С. 32–37.
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /Авторы-составители: М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Школьная книга, 2010.
4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – М.: Перспектива, 2011.
5. Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
6. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Электронный ресурс]: сборник методических рекомендаций / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с.
7. Организация специальных образовательных условий для детей с ог­ра­ниченными возможностями здоровья в об­щеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Сам­соновой. – М., 2012.
8. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Ку­теповой. – М.: РУДН, 2010. – 148 с.
9. Российские и зарубежные исследования в сфере инклюзивного образования. Серия: Инклюзивное образование. Выпуск 10 / Под ред. Е.В. Самсоновой, В.Л. Рыскиной. – М.: Форум, 2012.
10. Самсонова Е.В. Оценка про­фес­сиональных компетенций воспитателей дет­ских садов, реализующих инклюзивную прак­тику / Сборник материалов II Между­народной научно-практической кон­ференции / Под ред. С.В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – 712 с.
11. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии / Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
12. Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Го­тов­ность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. – 2016. – №3. – С. 97–112.
13. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.,2012.
14. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
15. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
16. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. Марка Вогана. – Пер. И.Аникеева. Науч. ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2007.
17. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.
18. Fisher М, Meyer L., Development and Social Competence After Two Years for Students Enrolled in Inclusive and Self-Contained Educational Programs Research & Practice for Persons with Severe Disabilities; Fall 2002, Vol. 27 Issue 3, p.165.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

инклюзивное образование, профессиональные компетенции педагога, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья