ISSN 1997-9657
       

Денисенкова Н.С. Секреты воспитания одаренных детей

Аннотация

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья. Многие исследователи пытались понять, чем отличаются родители одаренных детей, какие стили воспитания и установки свойственны их семьям. Отечественных разработок, посвященных проблемам семьи одаренных детей, не много. В нашей статье мы познакомим вас с зарубежными подходами, а также с данными, полученными нами в исследованиях, проведенных под руководством Л. А. Венгера (1990–1994 гг.), О. М. Дьяченко (1995–1997 гг.), Н. Е. Вераксы (2002–2006 гг.), а также на опыте консультационной работы с одаренными детьми и их родителями (1996–2007 гг.). В этом исследовании принимали участие 39 одаренных детей, посещавших дошкольные учреждения Москвы (ГОУ № 1511, ЦРР № 515, НОУ «Интерколледж»), а также их родители. За детьми наблюдали в группе, беседовали в ходе обследования, использовали методики, направленные на выявление особенностей их личностного и интеллектуального развития.

Фрагмент статьи

Социальное положение семьи

Существует несколько аспектов, которым ученые и практики уделяют пристальное внимание при изучении семей одаренных дошкольников. К ним относятся: интеллектуальные и личностные особенности родителей; структура и эмоциональный климат семьи; стиль детско-родительских отношений; отношение родителей к детской одаренности.

Полученные нами данные о социальном положении семьи трудно соотнести с зарубежными. В нашей стране не существует тех групп, на которые ориентировались американцы. Все опрошенные нами отцы одаренных детей и почти все матери (95%) имеют высшее образование. Большинство отцов (80%) окончили МГУ, МГИМО, МФТИ, Высшую школу экономики и другие учебные заведения, отличающиеся высокими требованиями к качеству образования. В настоящее время отцы занимаются бизнесом, связанным с редакторской, банковской, медицинской, адвокатской деятельностью. Некоторые родители работают в наукоемких сферах и на государственной службе. Практически все матери (90%) работают по специальности. Уровень дохода большинства семей (90%) – выше среднего.

Таким образом, большинство родителей обследованных детей (90%) имеют высшее образование и хорошо обеспечены. Возможно, дети из малообеспеченных семей просто не попали в поле нашего зрения, так как в обследовании принимали участие лишь те семьи, которые добровольно захотели его пройти.

Одаренность и наследственность

Еще одной стороной, на которую обращают внимание исследователи, является генеалогия. Она рассматривает наличие тех или иных способностей у родственников одаренных детей. Широко известна семья математиков Бернулли, члены которой в течение девяти поколений, или ста трех лет, заведовали кафедрой математики в Базеле, а также семьи других выдающихся людей: Баха, Моцарта, Кюри и т. д. На основании проведенного анализа трудно сделать однозначные выводы о склонностях или способностях родителей одаренных детей. Л. Термен (1936) и его сотрудники обследовали 1528 детей, посещавших начальную школу (857 мальчиков и 671 девочку), чей IQ был не менее 135 баллов. Ученые Стэндфордского университета наблюдали за ними в течение пятидесяти лет. Они установили, что дети этих людей отличались ранним высоким интеллектуальным развитием, средний IQ у них составлял 139 баллов. Иными словами, можно говорить о высокой степени влияния выдающихся способностей родителей на детей.

Нами были установлены схожие факты. Родители талантливых детей показывали высокий уровень интеллектуального развития, хотя немногие из них осознавали это. В то время как в беседе зачастую выяснялось, что и в детстве они проявляли неординарные способности.

Папа Кати Ш. говорит: «В школе я был отличником, институт окончил с красным дипломом, но это как-то получилось само собой, ничем особенным я не отличался».

В личностном плане родителей характеризует положительное отношение к жизни, активная жизненная позиция. Как правило, в 85% случаев они любят свою работу, энергичны и динамичны. Главное, что их отличает, – это антиконформизм, независимость от постороннего мнения, от условностей и предрассудков общества. Они ведут себя уверено, часто не заботясь о своей репутации.

В свободное время они посещают театры, выставки, часто выезжают за рубеж. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. Их часто навещают родственники или друзья. Хотя бы раз в месяц к ним приходили знакомые с детьми или они сами ездили в гости.

Мама, папа, я

Обращаясь к вопросу структуры семьи, можно сказать, что подавляющее большинство детей (87%) воспитывались в полных семьях. Интересно, что в 70% случаев вместе с детьми и родителями живут родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья, сестры. Только у двоих из обследуемых детей (5%) были младшие родные братья или сестры. У 10% детей имелись старшие братья или сестры. Возможно, это объясняется тем, что родители рано распознают одаренность детей и считают своим долгом посвятить себя их воспитанию. Встречаются схожие факты у Дж. В. Герцеля2. Он отмечает стремление родителей отдавать все свое время одаренному ребенку, всесторонне развивая его. Такие родители говорят о том, что появление младших детей будет отвлекать их от одаренного ребенка.

Подобные представления родителей имеют под собой некоторые основания. Исследования Р.Б. Зайонца и его сотрудников (1975)3 показали зависимость интеллектуальной одаренности от количества детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Разница IQ между крайними группами составляла 10 баллов. Вероятно, это происходит из-за того, что младшие дети меньше общаются со взрослыми. Что касается творческих способностей, то они, по-видимому, не связаны с этим фактором. Для развития воображения важно, чтобы у ребенка был младший брат или сестра с небольшой разницей в возрасте.

Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональным климатом семьи. Обращаясь к содержательной стороне взаимоотношений, многие ученые отмечают значительное влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Различные исследования (Дж. Фримен, Дж. Флеминг, С. Такакс) говорят о том, что одаренным людям, добившимся успеха, свойственна андрогиния, т. е. сочетание женских и мужских черт характера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает им возможность осваивать самые разнообразные сферы деятельности. Многие одаренные люди в автобиографиях отмечали, что основную поддержку и влияние на них оказывали родители противоположного пола.

Мы обнаружили, что в своих рисунках дети отражают близость к родителям противоположного пола. Ответы на вопросы анкеты также свидетельствовали о том, что родители противоположного пола уделяют детям больше внимания, чем родители того же пола. Мамы давали больше эмоционального тепла и времени мальчикам. Отцы больше занимались с девочками, помогали им в освоении традиционно мужских видов деятельности, то же можно сказать о бабушках и дедушках.

Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, понимание, любовь и уважение. К сожалению, мы не нашли однозначных данных о том, какой эмоциональный климат чаще всего встречается в семьях, где воспитываются такие дети.

Согласно нашим наблюдениям, одаренные дошкольники воспитываются преимущественно в (80%) благополучных семьях, где преобладает положительный эмоциональный климат, ребенка любят, оценивают как уникальную личность, нуждающуюся в понимании и заботе.

Значительно реже родители были в разводе или, не будучи официально разведены, жили отдельно, или собирались разводиться. Встречались и семьи с нарушенными эмоциональными связями. Причинами могли быть как агрессивность, негибкость отцов, так и холодность, отстраненность матерей. Был и такой случай, когда мать считала ребенка помехой, не принимала его, вплоть до желания отдать в интернат.

Возможно, что те дети, к которым родители не испытывают расположения, не попали в наши дошкольные учреждения, работающие по специальной программе и требующие активного участия родителей.

В большинстве случаев семьи, где воспитываются одаренные дети, благополучны, и им присуща положительная эмоциональная атмосфера, принятие ребенка.

Демократические или авторитарные?

Существуют разнообразные основания для классификации взаимоотношений детей и родителей. Наиболее распространенным является разделение на авторитарный, попустительский и демократический стили. Хотя подобный подход известен, нам не удалось найти однозначных данных о том, какой из этих стилей более всего присущ родителям одаренных детей. Скорее всего, это связано с «грубостью» такого взгляда. Эта классификация является чрезмерно расплывчатой, не улавливающей нюансы отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности развиваться одаренной личности.

Мы согласны с приведенными данными. Однако попустительский стиль воспитания также негативно сказывается на развитии одаренности. Встречались случаи, когда постоянное предоставление возможности выбора приводило к нарушению эмоционального комфорта ребенка. Дошкольник не может все время находиться в ситуации принятия решения, это дает ему ощущение нестабильности, шаткости мира, лишает четкости ценностей и поведенческих ориентиров и таким образом провоцирует невротизацию. Это положение особенно актуально для одаренных детей, так как они обладают лабильной нервной системой и повышенной чувствительностью к социальным нормам и их соблюдению.

Есть также данные о том, что стиль дет­ско-родительских отношений в тех семьях, где развиваются интеллектуально одаренные дети, отличается от тех, где воспитываются дети с творческими способностями (Ж. Годфруа).

Между одаренными детьми и их родителями уже в раннем возрасте устанавливаются тесные взаимоотношения. Родители при этом обращают особое внимание на познавательную успешность.

Взаимоотношения родителей с детьми, преуспевающими в вербальных дисциплинах, и с детьми, делающими большие успехи в математике и науках, требующих пространственного мышления, различны.

У детей, проявляющих способности к вербальным наукам, как правило, формируются крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях уже с раннего детства родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки, позволяют участвовать в своих разговорах. Однако в школьном возрасте такие родители усиливают контроль и давление на ребенка, придавая большое значение успеваемости, жестко отчитывая за плохие оценки. Дети со способностями в области математических наук и пространственного воображения значительно свободнее в своих инициативах. Такая относительная независимость учит их работать самостоятельно, экспериментировать с объектами окружающего мира. Дети могут сосредоточиться на задачах, довести их до конца, а также развивать пространственные представления и интерес к оперированию числами.

Родители детей с творческими способностями поощряют их непосредственность и уверенность в себе, избегают чрезмерной опеки.

В семье ценится чувство ответственности. Такие отношения чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Исследователи, однако, отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) часто наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими.

Скорее всего, в дошкольном возрасте еще трудно говорить о четком разграничении детей на «интеллектуалов» и «творческих». Возможно, эти особенности проявятся в школьном возрасте.

Отношение родителей к детской одаренности

Это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Дошкольник смотрит на реакцию близких и в зависимости от нее оценивает себя, свое поведение, систему ценностей и устремлений. Поддержка родителей ведет к закреплению или отторжению тех или иных качеств личности и познавательной сферы. Одаренный ребенок особенно чутко воспринимает реакцию родителей на свои достижения, поэтому именно она и определяет, будет ли ребенок стремиться развивать свои способности, станет ли он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать «как все».

Исследования позволяют выделить несколько типов отношения родителей к одаренности: отрицательное, игнорирующее и положительное.

Часть американских родителей не желают признавать исключительность своего ребенка или даже отрицательно относятся к ней. Они говорят о том, что не хотели бы видеть своего ребенка одаренным, а предпочитают, чтобы он был «как все». Причиной такого отношения часто бывают «антиинтеллектуализм» общества, недоверие к «умникам», скептическое отношение к тем, кто выделяется. Некоторые родители боятся, что у одаренного ребенка может неудачно сложиться жизнь, а окружающие люди будут относиться к нему настороженно.

Другие родители игнорируют раннее проявление одаренности у детей и избегают вслух обсуждать их уникальные способности. Это отношение также нежелательно сказывается на развитии одаренных дошкольников. Нейтральное отношение к одаренности имеет под собой скрытое неприятие. Родители дают ребенку понять, что его успехи их не радуют, что данный аспект детской личности родителей не интересует.

В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны близких дети делают вывод, что важнее всего – не выделяться, и начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственное, но и на личностное развитие. Длительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам. Неврозы могут вызывать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него стремлений и поведения. Когда блокируется его творческая энергия, мышление может оказаться парализованным. Уход в воображаемый мир стирает границы между вымыслом и реальностью. Столь крайние формы дезадаптации редки, но все же встречаются, особенно в подростковом возрасте.

Данные, полученные нами в ходе консультаций родителей, полностью совпадают с приведенными выше. Мы не встречали случаев отрицательного отношения к одаренности. Возможно, это связано с культурными особенностями нашей страны, где талант и интеллектуальные достижения традиционно считаются положительными качествами. Редко (в 15% случаев) отмечалось нейтральное отношение родителей к детской одаренности, дети достаточно остро на него реагировали, проявляя агрессию или уход в свои фантазии.

Так, родители Кости П. не придают значения его одаренности. Они говорят о том, что он посещает группу одаренных детей только потому, что она расположена близко к дому. Поведение мальчика в группе отличается агрессивностью, направленной на других детей, на взрослых, на окружающие предметы.

Мы встречали и другую реакцию ребенка – уход в свой мир. Такие формы реагирования появлялись у детей при сочетании игнорирования их способностей и проблемными ситуациями в семье. Дети не просто искали пути разрешения конфликтов в воображаемой реальности, но и выстраивали целые миры, в которых они «существовали» в ущерб действительности.

Приведем пример. Маша Ч. – одаренный ребенок, придумывает яркие истории, в которых постоянно происходят страшные события, связанные с убийствами, кражами детей, изменой мужа и т. д. Она может более получаса их рассказывать, каждый раз наполняя все большим количеством деталей. При ближайшем знакомстве с семьей выясняется, что родители разводятся. У отца есть другая семья, и мать не дает ему разрешения видеться с Машей и ее старшей сестрой. Мать предпочитает игнорировать одаренность ребенка, говоря, что не замечает у нее никаких выдающихся способностей.

В большинстве случаев дети настолько глубоко переживали семейные неурядицы, что главным для них становилось построение таких стратегий поведения, которые бы позволяли им максимально избегать конфликтов с родителями. Вследствие чего одаренность проявлялась все меньше и меньше, и к подростковому возрасту такие дети часто не отличались от сверстников.

Однако случаи игнорирования или неприятия одаренности встречаются редко. Большое число родителей (85%) положительно относятся к детским талантам, считают необходимым их развивать и поддерживать. Однако мотивы такого отношения могут быть различными.

Чем опасна гиперсоциализация

Одним из вариантов положительного отношения к одаренности можно условно, вслед за А. В. Варгой6, назвать гиперсоциализацию. Такие родители рассматривают детскую одаренность как возможность самоутвердиться и реализовать свои потенциальные возможности. Для них важно, чтобы ребенок демонстрировал высокие достижения; другие стороны развития маленького человека, его интересы и увлечения, эмоциональное и физическое состояние их не интересуют. Как правило, эти дети очень перегружены. Они посещают разнообразные студии, дополнительные занятия. Им не хватает времени на дневной сон, прогулки, игры.

Рассмотрим случай с Юлей Е. В детский сад, отличающийся усложненной образовательной программой, Юля приезжает издалека. Помимо этого она посещает музыкальную школу, секцию фигурного катания и эстетическую школу. Дома родители занимаются с ней дополнительно. В детском саду ребенок зачастую не может продуктивно работать, так как практически засыпает. Поспать днем она не успевает. Психолог предложил отменить хотя бы некоторые занятия, мотивируя это очевидной перегруженностью ребенка и возможностью эмоционального срыва, но мама наотрез отказалась: «Не прощу себе, если не сделаю все для развития моей девочки. Она ведь такая талантливая. Да и потом она не настолько устает, ведь Юля такая энергичная. Что ж ей дома бездельничать?»

Чрезмерные нагрузки приводят к быстрой утомляемости и как следствие к снижению успешности ребенка. Он начинает чувствовать себя неудачником, не соответствующим высоким стандартам взрослых, снижается его самооценка, появляются тревожность, мнительность, чувство болезненности. Родители при этом демонстрируют ребенку свое недовольство, тем самым еще больше усугубляя ситуацию.

Известный английский ученый в области исследования детской одаренности Дж. Фримен заметил, что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у детей. Вырастая, они не избавляются от этого, а по-прежнему испытывают чувство неудовлетворенности, неадекватно воспринимают себя. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывали, что родители не понимали их, а видели только способности и достижения.

Мы полагаем, что за таким типом родительского отношения к одаренности стоит скрытое неприятие ребенка, замаскированное под чрезмерную заботу о нем. Большинство родителей искренне полагают, что делают все для ребенка и приносят себя в жертву его таланту. При этом они очень многого не знают о своем малыше, его интересах, страхах, проблемах и т.д.

Необходимо отметить, что случаи гиперсоциализации редки (5%). Большинство опрошенных нами родителей (80%) прежде всего ценили и любили своего ребенка вне зависимости от его способностей, хотя одаренность ребенка они оценивали адекватно и принимали ее с радостью. Очевидно, что такое отношение является наиболее плодотворным для развития как способностей, так и личности в целом. Оно дает маленькому человеку чувство защищенности, значимости для близких, обеспечивает почву для реализации его возможностей. Большинство таких родителей, определяя свою систему ценностей и формулируя свои пожелания к будущему ребенка, на первое место ставили счастье и удовлетворенность жизнью: «Пусть будет счастливым и вырастет хорошим человеком. Это самое главное», «Хочу видеть ребенка счастливым и сильным. Будущее он выберет себе сам, а мы должны ему помогать». Способности детей воспринимались взрослыми как благо, «дорога в будущее», «возможность быть успешным». Несмотря на занятость, мамы, папы, а зачастую бабушки и дедушки считали необходимым способствовать опережающему развитию ребенка. Они посещали с детьми музеи, выставки (особенно связанные с интересами детей), зоопарк, выезжали на природу, немало времени уделяли подбору развивающих игрушек и книг, совместно занимались спортом, путешествовали.

К проблеме переутомления ребенка такие родители относились серьезно. Если в беседе с ними педагоги или психологи аргументированно доказывали, что дошкольник перегружен, они переставали посещать дополнительные занятия, даже если считали их очень важными: «Жалко, что пришлось отказаться от музыкальной школы, Сереже она очень нравилась. Но что делать, здоровье важнее, подрастет, сам наверстает», «Мы решили не ходить дополнительно в бассейн, Егор очень устает».

В вопросе образования ребенка такие родители занимают активную позицию. Они тщательно выбирают детский сад, а затем и школу, предпочитая те, где используются развивающие программы, знакомятся с воспитателями и специалистами, посещают открытые занятия, родительские собрания и различные мероприятия. Они активно участвуют в жизни дошкольного учреждения, помогая готовить праздники, викторины, а иногда и разыскивая материалы для занятий.

Кто воспитывает одаренных детей

Развитием ребенка чаще всего занимаются все члены семьи, бабушки и дедушки уделяют этому не меньше внимания, чем матери и отцы. За последние годы наметилась тенденция равноценного участия в воспитании одаренных детей и родителями, и прародителями. Так, если в 90-е годы бабушки и дедушки были основными воспитателями таких дошкольников, а родители работали, то сейчас бабушки и дедушки также много работают, а мамы и папы активно занимаются с детьми: «Все члены семьи занимаются с Аней. Бабушка водит в театр, дедушка – на теннис, а мы с папой стараемся максимально уделять ей внимание, читаем, ездим на выставки, везде берем с собой», «Бабушка с Алиной много играет, шьет куклам платья, рассказывает о моде. Нам тоже приходится крутиться, то на фигурное катание ее везти, то на рисование. Дома она требует много внимания, все время задает вопросы, да еще какие. Только успеваем с папой в журналах да книгах копаться, простые ответы ее не устраивают». Таким образом, можно говорить об активной позиции всей семьи.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.