Сергеева М.В. Технология активизации речи у детей среднего дошкольного возраста посредством компьютерных игр экологической тематики

Аннотация

Мы публикуем работы победителей Международного конкурса «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2012».

Полный текст

В современных учебно-воспитательных учреждениях в последние годы значительно расширился арсенал средств обучения, применяемых учителями и воспитателями в работе.

Качество современного воспитательно-образовательного процесса тесно связано с улучшениями технологий и методов обучения и воспитания. Широкое применение техниче­ских средств обучения – одна из закономерностей, характеризующих современный учебный процесс.

Развитие речи детей дошкольного возраста является важной проблемой современной педагогики.

В ряде исследований А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, Ю. С. Ляховской указаны возможности успешной активизации речи детей при условии, когда речь ребенка связана с его практической деятельностью, его действиями с предметами, обозначенными словом. Речь дошкольников активизируется и развивается в неразрывной связи с другими видами деятельности: игровой, художественно-речевой, в компьютерных играх.

Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, правильно решают различные задачи. Несомненно, можно утверждать, что компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Объект исследования: процесс активизации речи детей 4–5 лет путем применения компьютерных игр экологической тематики.

Предмет исследования: педагогические условия активизации речи детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологической тематики.

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы активизации речи
у детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологической тематики.

Гипотеза исследования: процесс активизации речи детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологической тематики может быть эффективным, если:

– интегрировать занятия с компьютерными играми экологической тематики;
– разработать систему компьютерных игр экологической тематики;
– включать в совместную творческую деятельность детей и педагогов;
– применять в повседневной жизни разнообразные активные формы, методы и приемы (игры, беседы, устное народное творчество и т.д.).

Задачи исследования:

– изучить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников;

– разработать методические приемы активизации развития речевой деятельности дошкольников;

– проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Методологической основой исследования являются положения известных психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Л.В. Занков, А. В. За­порожец, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Урунтаева и др.); теории о педагогической направленности процесса развития речи детей дошкольного возраста (А. М. Бородич, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, М. М. Конина, А. А. Леонтьев, А. М. Леушина, Л. А. Пеньев­ская, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и др.); концепции по экологическому воспитанию (С. Н. Николаева, О. А. Соломенникова, В. М. Лиходед, Т. А. Хвант и др.); положения о применении техниче­ских средств обучения (С. И. Архангельский, С. А. Жда­нов, Л. С. За­знобина, А. А. Кузнецов, Т. С. На­за­рова, А. В. Смирнов, К. М. Тихомирова, С. Г. Ша­по­ва­ленко и др.).

Новизна и теоретическая значимость ис­следования:

– раскрыты сущность и содержание активизации речи детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологической тематики;

– теоретически и экспериментально обоснована комплексная система средств, методов и форм активизации речи детей 4–5 лет;

– выявлена совокупность педагогических условий активизации речи детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологической тематики.

Практическая значимость исследования: разработанную систему специальных игр по активизации речи детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологической тематики можно использовать в массовой педагогиче­ской и семейной практике.

База исследования: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Хатынчаана» с. Аппаны муниципального образования «Намский улус» РС (Якутия). В эксперименте участво­вали 30 детей среднего дошкольного возраста.

Глава I. Теоретические основы активизации речи детей дошкольного возраста

1.1. Сущность понятия «активизация ре­чи детей» в психолого-педагогической ли­тературе

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Проблемы развития речи и речевых общений в дошкольном детстве раскрыты в работах Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинского и др. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому важно заботиться о развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. В родном языке К. Д. Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа. Идеи Л. Н. Толстого и особенно К. Д. Ушинского разрабатывала Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи.

Она считала, что владеть видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умст­венного развития человека. Огромную роль в развитии речи ребенка Е. И. Тихеева придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения, поддержав в то же время идею систематического обучения речи. Принцип системности она рекомендовала соблюдать при обучении рассказыванию, которое надо проводить в определенной последовательности. Как только ребенок овладеет речью «настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредст­венной связи с окружающим его внешним миром, а опирается уже на представления, ранее приобретенные и отвлеченные».

Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый активизирует внимание, интеллект, память, моторику, речь ребенка. Основная цель работы по активизации речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

По мнению О. И. Соловьевой, формирование речи детей в дошкольном возрасте – одна из серьезных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с познанием окружающего, с развитием всех сторон его личности.

Дошкольный возраст – это тот период, когда детям свойственна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Особенностью программы развития речи в детском саду является то, что «вся она построена на наблюдениях, на обогащении детей представлениями на практиче­ской основе о работе над языком, а не на теоретическом и аналитическом изучении языка».

В процессе ознакомления детей с художест­венной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетиче­ские и нравственные понятия. Слово обеспечивает содержание общения.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Обогащение словарного запаса происходит во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, развивает его чувства, обогащает социальный опыт.

Анализ теоретической литературы показывает, что А. Ф. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский подтверждали, что детей до трех лет надо учить правильно произносить слова. После этого нужно учить правильно строить предложения и связно выражать свои мысли. Работа Н. Ф. Виноградовой была посвящена развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой. Связная речь и правильное произношение детей развивались в беседах о природе, при наблюдениях погодных явлений, знакомстве с явлениями природы.

Активизация речи детей заключается не только в усвоении слова, его понимании, но и в обязательном его употреблении, использовании. Активизация речи – система работы по переводу пассивного словаря в активный. Слово считается активизированным, если ребенок его использовал хотя бы один раз в свободной, самостоятельной речи (в пересказе, рассказе и т.д.) без подсказки взрослого или сверстника.

1.2. Экологическое воспитание как условие активизации речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире. Основная их часть – это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. Формирование общих представлений происходит по законам мышления дошкольника. Главное место в этом процессе занимает наглядный образ, включающий морфологические и функциональные, т.е. поведенческие, признаки животных. Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи (С. Д. Дерябо, А. Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практиче­ских дейст­виях, деятельности.

Формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, наблюдение и практическая деятельность по уходу за животными и растениями, осмысление увиденного в процесса обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с природой.

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, различные животные и растения, которые находятся в учреждении под опекой взрослых и детей.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста основывается на циклах наблюдений за объектами природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративными птицами, морской свинкой, живущими в уголке природы, деревьями и цветами, растущими на участке). Каждый цикл включает 4–6 наблюдений, позволяющих формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте:

– ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного, календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона. Такие наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

– совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них, развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций.

Дети средней группы «отдаются» игре, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.

Глава II. Содержание активизации речи детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологической тематики

2.1. Изучение уровня активизации речевого развития и экологических представлений у детей 4–5 лет

Целенаправленное и систематическое формирование конкретных речевых умений подразумевает развитие навыков активной речи.

Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения. Основной формой речевого общения ребенка 3–4 лет со взрослыми и сверстниками является разговор-диалог, состоящий из цепочки реплик.

Обучение родному языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступить в диалог с педагогом, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки.

В средней группе необходимо несколько изменить направления и содержание работы, направленной на активизацию речи, а именно: уделить внимание организации тех видов самостоятельной деятельности детей, которые более всего стимулируют их на высказывания.

Чтобы ребенок научился общаться, ясно выражать свои мысли, умело объяснять, следует формировать у него интерес к видам деятельности, где приходится много разговаривать.

Для того чтобы выявить закономерности активизации речевого развития посредством игр экологической тематики, мы провели опытно-экспериментальную работу.

Задача работы на констатирующем этапе заключалась в следующем:

– выявить уровень экологических представлений детей 4–5 лет;

– выявить основные пути активизации речи детей 4–5 лет;

– проанализировать результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Обследование по изучению экологиче­ских представлений детей среднего дошкольного возраста проводилось по методике О. А. Соломенниковой. Для изучения речевого развития детей использовались методики Е. В. Доценко.

На I этапе провели изучение пассивного словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.

В качестве стимульного материала ребенку предлагались пять наборов карточек по пять слов в каждом. Ребенку зачитывали первое слово из первого ряда «велосипед» и предлагали из следующих рядов выбрать карточку, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывался ребенку с интервалом в 1 секунду. В каждом ряду ребенок выбирал изображение, подходящее по смыслу к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда выбирал изображение «самолета», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он выбирал слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда, ребенок не сумел отыскать нужное слово, то экспериментатор зачитывал ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал выбор, но он оказался неправильным, экспериментатор фиксировал ошибку и читал следующий ряд.

Набор слов:

Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех.
Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья.
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя.
Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух.
Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитали слова из всех четырех рядов, переходили ко второму слову первого ряда.

Перед прочтением второго и последующих рядов слов напомнили ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. К примеру, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом прочтения четвертого ряда сказали ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед», «самолет» и «автомобиль», которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

В результате этого обследования четверо детей получили высокий балл. Они правильно нашли значения от 20 до 25 слов. Остальные дети получили средний балл, им удалось правильно отыскать значения от 15 до 20 слов. В основном затруднялись на словах «чешуя», «шуруп» и «шкура».

II этап. Второе направление исследования проводилось с целью выявления представления детей о растениях.

Использовались следующие материалы: большая карта с изображением дуба, шиповника, подснежника, фикуса, белого гриба и клубники. Маленькие карточки с изображением деревьев: березы, клена, яблони, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника – сирени. Карточки с изображением комнатных растений: герани, фиалки, бальзамина («огонька»). Карточки с изображением грибов – лисички и мухомора. Карточки с изображением ягод – малины и смородины. При проведении обследования был задействован сказочный герой Незнайка. Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Ребенку предлагали помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке.

Детям предложили следующие условия задания: «На большой карте вокруг дуба нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений; вокруг фикуса разложить комнатные растения; около белого гриба разложить карточки с изображением грибов; около клубники разложить карточки с изображением ягод».

Незнайка благодарил ребенка за помощь и просил назвать все растения. Интересовался: «Какие плоды деревьев можно употреблять в пищу? Что еще из представленных изображений можно кушать?» Дарил ребенку карточку с изображением цветка, который нужно раскрасить.

Результаты исследования показали, что дети знают названия растений, правильно их классифицируют. В основном они допускают незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументируют свой выбор. Знают характерные признаки растений, но иногда допускают неточности в ответах.

Некоторые дети затруднялись сказать, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. В основном дети путаются при группировке комнатных растений. Почти все дети путают или не называют название кустарника сирень.

III этап. Третье направление исследования – «Выяснение активного словарного запаса».

Ребенку предлагались 4 картины, на которых изображены люди и различные предметы, и просили в течение 5 минут как можно подробнее рассказать, что изображено и что происходит на этой картинке.

Большинство детей справились с заданием, раскрывали сюжет картины, строили сложные предложения, описывали связно. Рассказы некоторых детей состояли из двух-трех слов. Эти дети не раскрыли сюжет картины.

В результате констатирующего этапа исследования были определены три уровня активизации речи у детей 4–5 лет на основе проявления качественных и количественных критериев.

После выполнения всех трех заданий, где ребенок получил определенный балл, в соответствии с суммой баллов мы выделили следующие уровни речевого развития и экологиче­ской воспитанности:

Высокий уровень. Развитость связной речи, богатый словарный запас, активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли.

Ребенок без особого труда группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки. Знает, что фрукты, съедобные грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.

Средний уровень. Развитость связной речи, умение слушать и понимать речь, участие в общении чаще по инициативе других.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос. Иногда затрудняется сказать, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.

Низкий уровень. Неразвитость связной речи, скудный словарный запас, низкая активность и малоразговорчивость в общении с детьми и педагогом, невнимательность, неумение последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Ребенок допускает частые ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки. Не знает, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Не знает, в какой цвет нужно раскрашивать цветок.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе с высоким уровнем активизации речевого развития и экологической воспитанности – 7 детей (46%), со средним уровнем – 5 детей (34%), с низким уровнем – 3 ребенка (20%).

В контрольной группе с высоким уровнем активизации речи и экологической воспитанности – 8 детей (53%), со средним уровнем – 5 детей (34%), с низким уровнем – 2 ребенка (13%) (см. таблицу 1).

Таблица 1. Результаты исследования по изучению активизации речи и уровню экологи­ческой воспитанности детей 4–5 лет (кон­статирующий этап)

Из трех заданий наиболее сложным оказалось второе – по изучению экологических представлений. Дети часто путали названия комнатных и травянистых растений.

Таким образом, в результате проведенной на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы на основе полученных знаний мы разделили детей на две группы по 15 человек. Полученные данные представлены в гистограммах 1, 2.

Гистограмма 1. Констатирующий этап (экспериментальная группа)

Гистограмма 2. Констатирующий этап (контрольная группа)

На основе полученных результатов на констатирующем этапе я разработала систему компьютерных игр по активизации речи детей 4–5 лет с использованием компьютерных игр экологической тематики.

2.2. Формы, методы и приемы активизации речи у детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологического характера

Цель формирующего этапа исследования – активизация речи детей 4–5 лет посредством компьютерных игр экологического характера.

Задачи формирующего этапа:

– разработать систему игр по активизации речи с использованием компьютерных игр экологической тематики;

– развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас;

– вызывать интерес детей к объектам природы. Выразительно читать стихи в процессе игровой деятельности, рассказывать о явлениях природы, фруктах, овощах, расширять кругозор детей;

– воспитывать бережное отношение к природе и активизировать в речи новые слова.
На основе полученных результатов первичного исследования выявлены следующие направления работы:

– разработка и апробация компьютерных игр экологического характера для активизации речи детей;

– работа с родителями с целью привлечения их к сотрудничеству. Ребенок должен находиться в благоприятной речевой среде не только в детском саду, но и в домашней обстановке.

Успешная реализация данной работы предусматривает ряд педагогических условий:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности в окружающей среде.

2. Добровольное участие в игре. Важно, чтобы ребенок сам захотел принять участие
в предложенной игре. Воспитатель своими действиями, эмоциональным общением с деть­ми делает игру важной и значимой для них.

3. Многократное повторение игр. Систе­ма­ти­чески участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

4. Использование различных электронных материалов, компьютерных игр экологической тематики.

5. Дифференцированный подход к ребенку при анализе и оценке действия.

Эффективность игры можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного образа, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Компьютерные игры экологической тематики способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют речь, а также способствуют воспитанию культуры речи. Ребенок усваивает идейное содержание игры, последовательность событий, их причинную обусловленность. При этом ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь и тем самым активизирует речь.

2.3. Динамика активизации речи у детей 4–5 лет

На контрольном этапе были организованы следующие направления работы: обследование активизации речевого развития у детей 4–5 лет с целью проверки результативности проведенной работы по экологической воспитанности посредством компьютерных игр экологической тематики. Для подведения итогов, была проведена повторная диагностика (см. таблицу 2).

Таблица 2. Результаты исследования по изучению активизации речи и экологической воспитанности детей 4–5 лет (контрольный этап)

Таким образом, проведенная контрольная проверка в экспериментальной группе показала, что 9 детей (60%) имеют высокий показатель, 6 детей (53%) – средний показатель. В контрольной группе высокий уровень имеют 8 детей (53%), средний уровень – 6 детей (44%), низкий уровень – 1 ребенок (см. гистограммы 3, 4).

Гистограмма 3. Контрольный этап (экспериментальная группа)

Гистограмма 4. Контрольный этап (конт­рольная группа)

Гистограмма 5. Сравнение констатирующего и контрольного этапа

На гистограмме видим сравнение показателей до и после эксперимента. До эксперимента дети со средним уровнем составляли 34%, после эксперимента их стало 53% (6 человек). А число детей с высоким уровнем возросло до 60% (9 человек) (см. гистограмму 5).

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что у детей экспериментальной группы наблюдаются значительное повышение уровня активизации речевого развития и экологической воспитанности.

С помощью игр на материале природы закрепляются представление детей о предметах и явлениях природы, умение анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Специально разработанные приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы с детьми о природе, использование произведений искусства оказывают значительное влияние на составление сюжетных и описательных рассказов о природе, причем не только на содержание и форму, но и на отношение ребенка к процессу рассказывания.

Список литературы

1. Авдеева Н. Н. Экологическое образование и воспитание // Вестник образования. – 2006. – №3. – С. 67–68.
2. Алексеева В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
4. Бобылева Л. Д. Экологическое знания – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 2007. – №7. – С. 16–20.
5. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста // Экологическое образование: концепции, методические подходы. – М., 2006. – 32 с.
6. Громова О. Е. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5–6 лет. – М., 2007. – 126 с.
7. Информационно-коммуникационные тех­нологии в профессиональном обра­зо­ва­нии: тенденции, стратегии, практика: Сбор­ник материалов межрегиональной науч.-практ. конференции, 8 декабря 2009 г. / Сост. Е. А. Барахсанова, А. В. Мордовская, С. В. Панина. – Якутск: Изд-во Якутского гос­университета, 2009. – 230 с.
8. Лиходед В. М., Лиходед В. Н. Экология: учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов на-Дону: Феникс, 2009. – 253 с.
9. Максимова Л. И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – Якутск, 2002. – 97 с.
10. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуко-вой. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
13. Попова Л.В. Дошкольная педагогика: Учебно-метод. комплекс. – Якутск:
Изд-во ИРО МО Республики Саха (Якутия), 2002. – 100 с.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2010. – 195 с.
15. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / Авт.-сост. Е. В. Доценко. 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 297 с.
16. Рик Т. Г. Небо, звезды и синичка Сонь-ка. – М.: Мир книги, 2008. – 32 с.
17. Рик Т. Г. Фрукты, овощи и гусеница Дуняша. – М.: Мир книги, 2008. – 32 с.
18. Сидоров Б. И. Знаете ли вы млекопитающих Якутии? Полевой определитель со справочным материалом. – Якутск: Бичик, 2002. – 88 с.
19. Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учебное пособие для средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
20. Современные образовательные технологии: Учебно-метод. пособие / Сост. Р. И. Пла­-
тонова. – Якутск: Изд-во ИРО, 2005. – 124 с.
21. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 36 с.
22. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
23. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2–4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 144 с.
24. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод.
пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос». – 2004. – 287 с.
25. Хван Т. А. Основы экологии. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2005. – 254 с.
26. Экология: Учебник / Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 512 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.