ISSN 1997-9657
       

Сетевое взаимодействие в сфере дошкольного образования

№9 2015 Сетевое взаимодействие в сфере дошкольного  образования
Аннотация

Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» совместно с АНО ВПО «Московская педагогическая академия дошкольного образования» (МПАДО) ведут работу по формированию сетевого взаимодействия в сфере дошкольного образования. Проект направлен на повышение эффективности работы дошкольных организаций, на достижение эффективного взаимодействия органов государственной власти, научных учреждений и специалистов-практиков в сфере дошкольного образования в условиях перехода на работу в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В рамках сетевого взаимодействия специалисты МПАДО проводят семинары в российских регионах.

Полный текст

Семинар в Краснодаре

В Краснодаре был проведен двухдневный семинар по теме: «Современные подходы к математическому развитию дошкольников» на базе Института развития образования Краснодарского края.

Е. И. Митяшкина, ведущий методист издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», рассказала об учебно-методическом комплекте «От рождения до школы»». 

В рамках темы были рассмотрены: основные приоритеты программы, отличительные особенности, наиболее существенные изменения, результаты введенных изменений и достоинства программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

Рассмотрен учебно-методический комплект «От рождения до школы», состоящий более чем из 60 методических пособий для руководителей, специалистов, методистов; пособий для развития детей раннего возраста, по физической культуре, социально-коммуникативному развитию, развитию речи, познавательному развитию, художественно-эстетическому развитию. В комплект также входят: рабочие тетради, наглядно-дидактические пособия, ЭОР, серия учебных пособий для высшей школы, парциальные программы, универсальные пособия, литература для детей.

В. П. Новикова, старший преподаватель Московского института открытого образования (МИОО), автор множества пособий для работы с детьми по формированию математических представлений, посвятила свое выступление современным подходам к математиче­скому развитию дошкольников. 

Выступление состояло из теоретической и практической частей.

В теоретической части В.П. Новикова предложила обновленное содержание познавательного развития дошкольников на примере математического образования. Его содержание основано на принципах системного, развивающего, интегративного подхода. Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечивающего при этом безопасность здоровья детей, высокую и устойчивую образовательную мотивацию. Эти цели решаются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, исследовательской, продуктивной. Удачное объединение обучения с игровой, двигательной и другими видами деятельности способствует проявлению познавательной активности ребенка, растет и развивается его творческая активность.

В практической части семинара педагоги работали с палочками Кюизенера, решая задачи формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. С помощью палочек педагоги учились выкладывать и сравнивать фигуры по цвету, длине, высоте, ширине, используя приемы приложения и наложения, учились ориентировке в пространстве и решали другие математические задачи в соответствии с задачами каждой конкретной возрастной группы. 

Всего в работе семинара приняли участие 80 педагогов (методисты, заместители заведующих, старшие воспитатели, воспитатели) дошкольных образовательных организаций Краснодарского края.

Семинар в Уфе

В Уфе, Республика Башкортостан, был проведен двухдневный семинар на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан».

Доклад Е. И. Митяшкиной, ведущего методиста издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», был посвящен особенностям примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Ва­сильевой.

Образовательная программа «От рождения до школы» – это самая известная программа дошкольного образования Российской Федерации. По ней работают более 70% дет­ских садов России. Программа соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), базируется на фундаментальных отечественных и зарубежных научных исследованиях, широко апробирована на практике.

Одна из составляющих успеха и популярности программы – мощный авторский коллектив, в состав которого входят известные ученые, ведущие специалисты в области дошкольного образования, среди которых 7 докторов наук и 16 кандидатов наук.

Важным преимуществом Программы является то, что к программе разработан полный учебно-методический комплект (методические пособия, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия, рабочие тетради и пр.) по всем направлениям развития ребенка и для всех возрастных групп от рождения до школы. Учебно-методический комплект постоянно дорабатывается авторами Программы с учетом всех изменений, происходящих в сфере дошкольного образования.

Программа эффективно применима в массовой практике, не требует нестандартного оснащения, по ней с успехом работают как опытные воспитатели, так и начинающие педагоги, при этом опытному педагогу Программа предоставляет широкие возможности для творчест­ва, а начинающий воспитатель найдет в Программе четкие алгоритмы действия.

Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Н.Ф. Губанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО МГОСГИ, член-корреспондент МАНПО, в своем выступлении сделала акцент на формировании профессиональных качеств педагогов дошкольной образовательной организации в процессе руководства игровой деятельностью детей.

Наталья Федоровна рассказала о значении и истории игры, классификации детских игр, развитии игровой деятельности от рождения до 7 лет, диагностике игровой деятельности, педагогическом руководстве игровой деятельностью детей.

Е.И. Митяшкина представила наглядно-дидактические пособия «Играем в сказку». Наглядно-дидактические пособия «Играем в сказку» предназначены для работы с детьми младшего и среднего возраста (3–5 лет). Занятия по сказке способствуют развитию мышления, творчества, воображения и речи ребенка. Однако, для того чтобы способствовать эффективному детскому развитию, нужно уметь знакомить ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать какие-то вопросы и перейти к следующей. Важно более подробно остановиться на содержании сказки, по возможности разыграть ее и смоделировать ключевые фрагменты.

Серия «Играем в сказку» позволяет познакомить детей с действием сериации, которое одновременно распространяется на разные группы предметов. Это действие является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте. С его помощью ребенок может наблюдать различные изменения, происходящие в окружающем мире, и группировать различные объекты.

Для того чтобы продемонстрировать ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представленных отношений между достаточно простыми объектами.

Педагоги узнали, как можно организовать серию занятий по наглядно-дидактическим пособиям «Играем в сказку» на примере сказки «Три медведя».

Во второй день семинара Н. Ф. Губанова сделала доклад о новых подходах в создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных группах.

Наталья Федоровна рассказала о: истории исследования среды; понятии развивающей среды; концепции дошкольного воспитания (под ред. В. А. Петровского, В. В. Давыдова); трудностях, которые возникают в процессе создания РППС; задачах, функциях, назначении, требованиях к РППС; роли взрослого в воспитании и развитии детей; моделировании РППС (по О.В. Дыбиной); принципах организации РППС. На примере детского сада из России и детского сада из Германии Н.Ф. Губанова показала оснащение РППС.

Е. И. Митяшкина продолжила доклад о РППС, раскрыв принципы развивающей предметно-пространственной среды, обозначенные в ФГОС ДО, ПООП, программах «От рождения до школы» и «ОткрытиЯ»; рассказала об оснащении центров развития (ООП ДО «От рождения до школы») и центров активности (ООП ДО «ОткрытиЯ»).

В работе семинара приняли участие более 400 педагогов (методисты, заведующие, заместители заведующих, старшие воспитатели, воспитатели, педагоги-психологи, логопеды и др.) дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостана. 

Семинары в Ханты-Мансийском автономном округе

В Ханты-Мансийском автономном округе была проведена серия 6-часовых семинаров по теме: «Организация предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных группах (в условиях введения ФГОС ДО)».

В рамках семинаров участники рассмотрели вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольных образовательных группах (в условиях введения ФГОС ДО). 

И. Л. Кириллов, кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», представил требования, предъявляемые к предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации Федеральным государственным образовательным стандартом. И.Л. Кириллов провел анализ того, какое развитие получили данные требования в примерной основной образовательной программе, комплексных образовательных программах дошкольного образования. В ходе семинара проведено обсуждение возможностей предметно-пространственной развивающей образовательной среды в организации совместной деятельности взрослых и детей. Одним из ключевых вопросов семинара стало рассмотрение особенностей организации предметно-пространственной среды с позиций поддержки разнообразия детства, возрастного и индивидуального подходов.

Е.И. Митяшкина, ведущий методист издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», познакомила участников семинара с программой «ОткрытиЯ» под ред. Е.Г. Юдиной.

Были рассмотрены следующие вопросы: построение образовательного процесса по программе, направления работы, особенности, структура, ожидаемые результаты работы по программе «ОткрытиЯ».

В работе семинаров Ханты-Мансийского автономного округа приняли участие 313 педагогов дошкольных образовательных организаций: заведующие ДОО, заместители заведующих, старшие воспитатели, воспитатели, логопеды, педагоги-психологи и др.

В рамках работы семинаров были организованы выставки-продажи методической литературы издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», на которых были представлены основные образовательные программы «От рождения до школы» и «ОткрытиЯ», методические пособия и раздаточный материал.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.