ISSN 1997-9657
       

Шабас С.Г. К проблеме эффективности работы педагога-психолога с родителями в детском саду

№5 2019 Шабас С.Г. К проблеме эффективности работы педагога-психолога  с родителями в детском саду
Аннотация

В настоящее время в нормативных документах не содержится четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога во взаимодействии с семьями воспитанников в детском саду. Актуальной проблемой становится разработка в каждом ДОО механизма собственной оценки эффективности работы педагога-психолога с родителями. Выборка – педагоги-психологи ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга, участники исследования с 2003 по 2019 г.

В работе использовались методы исследования: теоретический анализ нормативных, научных источников; анализ результатов аттестаций педагогов-психологов ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга; опрос, беседы и наблюдение деятельности педагогов - психологов ДОУ и ДОО Ленинского района г. Екатеринбурга с 2003 по 2019 гг.; метод анализа данных годовых отчетов педагогов-психологов по работе с родителями с официальных сайтов детских садов РФ за 2015–2019 г.; анализ информации городских и областных методических совещаний педагогов-психологов г. Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты исследования показали, что в профессиональном стандарте «Педагог-психолог» трудовые функции / действия зависят от вида, типа образовательных учреждений и включают формализованные признаки оценки уровня компетентности специалистов в работе с родителями, не содержащие четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога. Многие специалисты в оценке своей работы по взаимодействию с семьями воспитанников смешивают понятия «компетентность», «эффективность» и «результативность».

Главными критериями эффективности, по их мнению, являются результаты самооценки и самоанализа профессиональной деятельности, удовлетворенность родителей деятельностью специалиста, направленность родителей на продуктивные, систематические и позитивные контакты, а также количество родителей, получивших различные виды психологической поддержки и сопровождения. Для практического применения автором предлагаются комплексные критерии оценки эффективности деятельности педагогов-психологов по взаимодействию с родителями, включающие количественный, качественный критерии, критерии экспертной и общественной оценки, а также критерий самооценки. Это позволит улучшить условия психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников для совпадения потребностей родителей в психологических услугах с целями и задачами детского сада по формированию ценностей дошкольного детства с приоритетом родительского воспитания.

Фрагмент статьи

Введение

Переход к оценке эффективности деятельности образовательных организаций зафиксирован в различных документах, определяющих государственную политику в сфере образования. В этих документах имеются четкие указания на то, что показатели эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей устанавливаются органами управления образованием, а показатели эффективности деятельности педагогов определяются самими организациями. Основные формы организации внутренней системы качества образования в дошкольной образовательной организации – мониторинг и контроль. Профессиональная деятельность педагогов и специалистов должна оцениваться и по степени вовлеченности родителей в образовательный процесс детского сада, т.к. ФГОС ДО ставит задачу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

В современных условиях трудовые функции / действия педагогов-психологов ДОО зависят от вида и типа образовательных учреждений и включают формализованные признаки оценки и уровня компетентности специалистов работы с родителями. Все функции конкретизированы в знаниях, умениях и навыках, но нет четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога во взаимодействии с семьями воспитанников, поэтому руководителю часто трудно понять, как оценивать результаты данной работы специалиста. Актуальной становится проблема разработки в каждом ДОО механизма оценки эффективности работы педагога-психолога с родителями в соответствии с нормативно-правовым обеспечением и этическими принципами.

Повышение качества дошкольного образования является стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, поэтому в настоящее время в системе дошкольного образования должна осуществляться комплексная оценка его качества, а подходы к оценке качества должны быть вариативными (Богуславская, 2017). Согласно ФГОС ДО, деятельность педагога-психолога в детском саду становится обязательной, конкретной и измеримой (Савина, 2015).

Оценка эффективности деятельности является одной из наиболее сложных тем в управлении в сфере образования. Значимость темы вызвана практической актуальностью, т.к. необходимость оценки эффективности зафиксирована во многих нормативных документах. Необходимость руководителям самостоятельно разрабатывать показатели и осуществлять оценку эффективности деятельности детского сада и его сотрудников становится проблемной ввиду слабости научно-методической поддержки. Необходимо уточнить характеристики понятия «эффективность» для возможности проведения грамотного оценивания. Наиболее часто к проблемам критериев эффективности относятся недостаточная конкретность формулировок, не позволяющая надежно оценить деятельность по предлагаемому критерию, использование «процессных формулировок». Оценка эффективности деятельности педагогических кадров во многом шаблонизирована, с максимальным охватом всех видов профессиональной деятельности и с позиций «идеала», исходя из некой нормативной модели. Поэтому необходимо сформировать адекватные и конкретные показатели эффективности с учетом государственных приоритетов (Пуденко, Богуславская, 2015).

Полный текст читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF статьи.

Список литературы

1. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В., Боль­шакова О.В., Хорошавина Е.В. Внедрение профессионального стандарта педагога-психолога: спираль развития // Вестник практической психологии образования. 2019 № 1. С. 56–63.URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Ansimova_Kuznetsova_Bolshakova_K.s Html (дата обращения: 26.05.2019)
2. Архипова Е.Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №9 (71). – С.52-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partnerskoe-vzaimodeystvies-roditelyami-v-doo (дата обращения: 02.06.2019).
3. Богуславская Т.Н. Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации // Проблемы современного образования. 2017. №4.С.142-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-standartizatsii (дата обращения: 16.05.2019).
4. Васягина Н.Н. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области / Н.Н. Васягина, С.А. Минюроова,
И.В. Пестова // Вестник практической психологии образования. – 2019. – №1. – С. 32–40. URL: http://psyjournals.ru/files/98232/vestnik_psyobr_2019_n1_Vasyagina_Minyurova_Pestova.pd f (дата обращения: 26.05.2019).
5. Волкова Е.Н. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» / Е.Н. Волкова, А.Н. Кошелева,
И.М. Богдановская // Вестник Мининского университета. – 2017. – №4 (21). – С. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-otsenki-professionalnyh-kompetentsiy-i-urovnya-kvalifikatsii-pedagogov-psihologov-na-osnove-professionalnogo-standarta-pedagog (дата обращения: 27.05.2019).
6. Волковская Е.А. Создание условий для взаимодействия педагогов ДОО с семьей и социумом // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – №5. – С. 38-39. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4191/ (дата обращения: 02.06.2019).
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». – М.: Стандартинформ, 2018. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения 24.06.2019).
8. Григорян Е.Н. Опыт определения критериев эффективности деятельности педагога-психолога в рамках профессионального стандарта
в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологии лчиности: сб. науч. трудов / Под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. – Екатеринбург, 2018. – С. 76-82. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36770880_95881173.pdf (дата обращения 21.06.19)
9. Гришина Г.Н., Дружинина Н.Н., Ер­мо­лин­ская Е.А. Оценка качества взаимодействия образовательных организаций и семьи. Раздел V. Семья и компетентные родители: социально-педагогические аспекты реализации сознательного родительства в образовании [Текст]: коллективная монография / Г.Н. Гришина, Н.Н. Дружинина, Е.А. Ермолинская [и др.]; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания РАН. – Орехово-Зуево, 2016. – С. 81–121. ISBN 978-5-87471-163-4: https://elibrary.ru/download/elibrary_28041559_85987985.htm (дата обращения 21.06.2019).
10. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Орга­низация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Т.9. – №3. – С. 19–29. doi: 10.17759/psyedu.2017090303.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n3/Zabrodin_Leonova.shtml (дата обращения: 26.05.2019)
11. Запорожская Д.Е. К вопросу об актуальности разработки критериев эффективности работы педагога-психолога в образовательной организации [Электронный ресурс] // Молодые исследователи образования ХVI Всероссийская научно-практическая конференция. Тезисы конференции. – 2017. – С. 60–62. – URL: http://psyjournals.ru/files/86114/young_scientists_2017_t1.pdf (дата обращения 21.06.2019).
12. Минияров В.М., Эстерле А.Е. Адми­нистративная, профессиональная и потребительская оценки деятельности педагога-психолога в формировании условий для профессионального саморазвития // Известия Самарского научного центра РАН. – 2015. – №1–3. – С. 651–655. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-professionalnaya-i-potrebitelskaya-otsenki-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-v-formirovanii-usloviy-dlya (дата обращения: 26.05.2019)
13. Молодые исследователи образования / VI Всероссийская научно-практическая конференция. Тезисы конференции. – 2017. – С. 60–62. – URL: http://psyjournals.ru/files/86114/young_scientists_2017_t1.pdf (дата обращения 21.06.2019).
14. Нисская А.К., Савина Е.В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №3 (85). – С.4–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-pedagogov-i-roditeley-analiz-vzglyadov-i-predpochteniy-dlya-pozitivnoy-kommunikatsii (дата обращения: 15.05.2019).
15. Олтаржевская Л.Е. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом / Л.Е. Олтаржевская, А.В. Кривенко,
Р.А. Курбанов // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Т.9. – №3. – С. 71–82. doi:10.17759/psyedu.2017090308.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n3/Oltarzhevskaya_Krivenko_Kurbanov.shtml (дата обращения: 05.06.2019).
16. Пуденко Т.И., Богуславская Т.Н. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций // Управление образование: теория и практика. – 2015. – №2. – С. 13–29. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy(дата обращения: 01.06.2019).
17. Савина А.Г. Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии
с ФГОС // Наука, техника и образование. – 2015. –
№1 (7). – С. 65–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-dou-v-sootvetstvii-s-fgos (дата обращения: 01.06.2019).
18. Слепцова И.Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №1 (83). – С. 30–37. doi:10.24411/1997-9657-2018-00003 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-doshkolnogo-obrazovaniyakak-edinstvo-obrazovatelnogoprotsessa-usloviy-i-rezultata (дата обращения: 15.03.2019).
19. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отно­шение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №1 (83). – С. 6–18. doi:10.24411/1997-9657-2018-00001. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-detskom-sadu-udovletvorennost-otsenka-kachestva-i (дата обращения: 26.05.2019).
20. Шабас С.Г. Создание единого комплекта психодиагностических методик в районном методическом объединении педагогов-психологов ДОУ // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса [Текст]: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике [9–11 сентября 2015 г., г. Челябинск: в 2т.] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, факультет психологии, редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – Т.1. – С. 328–331. ISBN 978-5-696-04704-1 (т.1) ISBN 978-5-696-04705-8 https://search.rsl.ru/ru/record/01008047605
21. Шабас С.Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория
и практика. – 2017. – №8. – С. 4–11 https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-s-roditelyami-kak-uslovie-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya
22. Яицкая Н.И., Цыбуленко Е.В. Психо­логическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ // Образование и воспитание. – 2017. – №1. – С. 45–47. URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 03.06.2019).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

эффективность, педагог-психолог, родители, детский сад