ISSN 1997-9657
       

Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции

№4 2020 Шабас С.Г.  Психолого-педагогическое сопровождение семьи  в детском саду в период самоизоляции
Аннотация

В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семьи в детском саду в условиях дистанционного режима обучения. Ситуация самоизоляции изменяет подходы и способы взаимодействия системы дошкольного образования и родителей воспитанников. Методами теоретического анализа, экспертных оценок и анализа информации чатов педагогов системы образования было выявлено, что существует достаточно много новых, удобных и безопасных форм работы с родителями и их воспитанниками в дистанционном формате. Реальность потребовала от специалистов новых профессиональных компетенций и навыков работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей. У многих специалистов имеются страхи длительного пребывания в режиме онлайн, влияния технологий на здоровье, страх несостоятельности как специалиста в новом формате взаимодействия и страх плохих комментариев от родителей и коллег. В процессе дистанционной работы у педагогов-психологов выявились проблемы организационного характера, готовности к осуществлению данного взаимодействия, отсутствие навыков оказания психологической помощи в экстренной и кризисной ситуации и наличие собственных проблем самоизоляции с семьей. Поддержка педагогов-психологов в Свердловской области помогает специалистам в создании дистанционного документооборота, знакомит с перечнем полезных для работы интернет-ресурсов и содержит рекомендации для эффективных способов оптимизации психоэмоциональных состояний. Усилия каждого специалиста, личный вклад в развитие системы дистанционного образования, постоянное обучение и самообразование позволят повысить качество дистанционного психологического сопровождения семей дошкольников.

Фрагмент статьи

Введение

В условиях новой образовательной ситуации педагоги, родители и воспитанники детских садов вынуждены адаптироваться к имеющимся условиям и ритмам жизни. Привычная схема получения дошкольного образования с четким распределением функций и обязанностей всех участников образовательного процесса кардинально трансформировалась.

От общества и системы образования эта ситуация потребовала новых подходов и решений, специалисты вынуждены работать в дистанционном формате образовательного процесса. Значимыми проблемами перехода образования на онлайн-формат являются психоэмоциональные, социально-психологические, финансовые трудности, уровень навыков владения компьютером детей и взрослых, технические сбои, соблюдение гигиенических требований нагрузки для здоровья детей, а также возрастные возможности детей (Волкова, 2020).

Влияние психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, пролонгированные каникулы, требования к осуществлению образовательной деятельности родителями дошкольников, длительное пребывание детей в замкнутом помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи особенно актуальным. Изолирование семей с детьми дошкольного возраста в ограниченном пространстве может быть фактором, способ­ствующим возникновению острых психологических состояний.

Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения

Требования информационной открытости образовательных организаций, в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, регламентируют внедрение информационных технологий как приоритетного направления взаимодействия ДОО / ДОУ с родителями. Применение интернет-ресурсов в образовательном процессе, создание единого информационного пространства позволяет сделать это взаимодействие более интенсивным и продуктивным (Панова, 2019).

Новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями необходимы в условиях самоизоляции для непрерывного продолжения развития и обучения детей. Согласованность действий семьи и детского сада, использование социальных сетей и мессенджеров позволит сохранить качество дошкольного образования. Для изучения образовательных потребностей семьи, ресурсов семейного воспитания и установления новых форм контакта возможно проведение анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи дистанционно». Консультации, интернет-информирование, создание каталога электронных ресурсов в условиях дистанционного взаимодействия может повысить уровень психолого-педагогической и воспитательно-образовательной деятельности родителей (Кабанцова, 2020).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Васягина Н.Н. Кабинет психолога: Психологические рекомендации семьям, имеющим детей, в условиях самоизоляции // Центр цифровой трансформации образования Единое цифровое пространство Свердловской области URL: https://www.youtube.com/watch?v=o1LgkL4GQik (дата обращения 29.04.2020).
2. Волкова Т.А. Возможности и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции // URL: Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2020. № 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tvvolkova-vozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogo-processa-v-rezhime-samoizolyacii.html (дата обращения 03.05.2020).
3. Волосовец Т.В. У воспитателей в дет­садах появились абсолютно новые компетенции: из выступления советника Министра просвещения РФ // СДО.2020.25 апр. URL: https://sdo-journal.ru/news/news/718-competetntion2020.html (дата обращения 29.04.2020).
4. Всероссийский Форум педагогов России «Инновации в образовании» Онлайн-марафон «Создаем онлайн-школу и онлайн-детский сад: зачем и как максимально просто это сделать?». 5 мая 2020 г. URL: https://yandex.ru/video/preview/ ?filmId=8807915653186423143&text=5%20мая%20состоялся%20Форум%20педагогов%20России%20«Инновации%20в%20образовании»%20Онлайн-марафон%20«Создаем%20онлайн-школу%20и%20онлайн-детский%20сад (дата обращения 07.05.2020).
5. Ермолаева А.В. Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений) // Вебинар Федерация Психологов Образования России 29.04.2020 URL: URL: https://rospsy.ru/node/455 (дата обращения 30.04.2020).
6. Ибатуллина А.В. Дистанционный документооборот в период самоизоляции //Вебинар 13 апреля 2020 URL: http://centerlado.ru/distancionnaya-pomosch/zapis-vebinara-o-provedenii-vebinara-13-04-20-distancionnyy-d/ (дата обращения 27.04.2020).
7. Исаева С.А. Организация дистанционного комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и семей, их воспитывающих // Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели: сб. науч. ст. СПб. 2020. С. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42357340_56046121.pdf (дата обращения 03.05.2020).
8. Кабанцова Т.А. Особенности дистанционной работы с родителями в условиях самоизоляции// 1Урок URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23046 (дата обращения 03.05.2020).
9. Лазарева М.В. Модели дистанционных образовательных технологий и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация. Материалы Всероссийской науч.конференции с междунар.участием. 2019. С.249-256 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41847199_47505624.pdf (дата обращения 03.05.2020).
10. Макарова-Вендик А. Как наладить онлайн-обучение для дошкольников? Личный опыт руководителя детского сада от 29.04.2020 г. URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/kak-naladit-onlayn-obuchenie-dlya-doshkolnikov/ (дата обращения 02.05.2020).
11. Мухутдинова Ю.Е. Технология дистанционного обучения детей с ОВЗ в дошкольной организации // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заоч. конференции ученых и практических работников. 2019. С. 78-82. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38205185_24177529.pdf(дата обращения 29.04.2020).
12. ОнлайнДетскийСад: Департамент образования запустил проект для дошколят // Екатеринбург.РФ. URL: https://екатеринбург.рф/news/79498-onlayndetskiysad-departament-obrazovaniya-zapustil-proekt-dlya-doshkolyat (дата обращения 02.05.2020).
13. Павлюк О.А. Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников / О.А. Павлюк, И.П. Дерипаска, Н.В. Конева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы XII Международ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 3 апр. 2020 г.) / Редкол.:
О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 100–102.
URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/530747/discussion_platform (дата обращения 29.04.2020).
14. Панова Т.В. Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса через использование дистанционных технологий / Т. В. Панова, О.В. Фирсова, Г. И. Атаманская // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2019.– №21. –
С. 12–16. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-panova-ov-firsova-gi-atamanskaya-povyshenie-kompetencii-roditelej-zakonnyh-predstavitelej-v-voprosah-vospitatelno-
obrazovatelnogo-processa-cherez-ispolzovanie-distancionnyh-tehnologij.html(дата обращения 03.05.2020).
15. Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации») URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73709076/(дата обращения 27.04.2020).
16. Сайт дистанционных мероприятий Свердловского регионального отделения ФПО «Технологии работы педагога-психолога в современных условиях цифровизации дошкольного образования» https://vk.com/psislujbaco(дата обращения 03.05.2020).
17. Сарпова И.А. Особенности работы с родителями в процессе нейрокоррекции ребенка // Онлайн-конференция «Актуальные вопросы детской нейропсихологии». Уральское представительство МАСПРР. Информационно-психологический центр «Белый слон». Екатеринбург 27–30 апреля 2020 г. https://sprr74.net/Onlain_konferenciya_po_neiropsihologii (дата обращения 02.05.2020).
18. Сурова И.А. Работа с родителями детей с ОВЗ в дистанционном формате // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2020. – №8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/iasurova-rabota-s-roditelyami-detej-ovz-v-distancionnom-formate.html (дата обращения 07.05.2020).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.04.2020).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение, семья, детский сад, самоизоляция, дистанционное обучение