ISSN 1997-9657
       

Шабас С.Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования

№08 2017 Шабас С.Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования
Аннотация

В статье рассматривается специфика сотрудничества с родителями как условие качества современного дошкольного образования. Показано, что в соответствии с нормативно-правовой базой родители являются заказчиками услуг и взаимодействие с ними должно определять эффективность деятельности образовательных организаций. На базе районного методического объединения педагогов-психологов отдела образования администрации Ленинского района г. Екатеринбурга в ДОУ и ДОО проводится регулярный мониторинг представлений педагогов о трансформации современных детско-родительских отношений. Результаты мониторинга показывают, что основной проблемой взаимодействия с семьей в последние годы является делегирование родителями собственной ответственности за ребенка и формирование «родительской беспомощности». Поэтому главным направлением работы многих дошкольных учреждений является повышение психолого-педагогической культуры молодых родителей. Целью работы в МБДОУ детский сад №26 Ленинского района г. Екатеринбурга стала подготовка педагогов к взаимодействию с семьей ребенка в соответствии с ECERS-R. На основании методов наблюдения, анкетирования, мониторинга и шкал ECERS-R «Родители и персонал» были определены условия сотрудничества учреждения с семьями воспитанников. Работа проводилась в несколько этапов и включала в себя ознакомление с понятием качества образовательной деятельности, выработку единых критериев работы с семьей и создание современных механизмов взаимодействия с родителями. В результате была разработана система сотрудничества с родителями, которая создает условия разнообразного участия семьи в жизни ребенка в детском саду и включает регулярный обмен информацией о детях между родителями и сотрудниками для позитивизации детско-родительских отношений. Представлен конкретный практический опыт сотрудничества педагогического коллектива с родителями и рассмотрены проблемы совместной реализации общеобразовательной программы в детском саду.

Фрагмент статьи

Введение

В современном детском саду в соответствии с новой нормативно-правовой базой, регулирующей дошкольное образование в России, родители (законные представители) являются основными заказчиками образовательных услуг и полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Основная задача ДОО – обеспечение качественных условий воспитания и образования, развития каждого ребенка в соответствии со стратегическими приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи. В статье 44.1 ФЗ «Об образовании» отмечено, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами».

В соответствии с нормативно-правовой базой, регулирующей в настоящее время деятельность дошкольных образовательных учреждений и организаций, обновляются содержание и технологии образования с учетом изменяющихся потребностей населения. В ФЗ «Об образовании» в главе I, статье 2.29 определено понятие качества образования как степень соответствия образовательной деятельности в том числе и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого она осуществляется.

Закон определяет право родителей знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, используемыми в образовательном учреждении, всеми образовательными технологиями, а также принимать участие в управлении.

ФГОС ДО определяет необходимость развития личности ребенка в соответствии с приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи. Основные принципы дошкольного образования в п.1.4.5 включают «сотрудничество Организации с семьей».

А в п.1.6.9 к задачам ДОО относится «обеспечение психолого-педагогической поддерж­ки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Список литературы

1. Безрукова О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. – 2016. – №3. – С. 118–127.
2. Беспалова Н.Р. Отношение родителей к качеству образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф., Ч.II. – Новосибирск: СибАК, 2012. URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xv/27821 (дата обращения: 17.05.2017).
3. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. – 2012. – №4. – С. 52–63. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-podhodov-k-otsenke-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 31.01.2017).
4. Головей Л.А. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства / Л.А. Головей, В.Е. Василенко, С.С. Са­венышева // Психологический журнал. – 2015. – №2. – С. 32–43.
5. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Рикель А.М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. – 2016. – №5. – С. 3–14.
6. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Трактов-ка доверия в зарубежной социальной психологии. Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 152–161.
7. Зотова О.Ю. Эмоциональная безопасность личности в контексте жизненного пути // Дискуссия. – 2015. – №9 (61). – С. 76–84.
8. Кузьмин С.В. Качество результатов дошкольного образования, удовлетворяющее ожиданиям и запросам потребителей и соответствующее государственному стандарту // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС ДО». – ГБОУ ДПО «СПб АППО». – 2014. – Вып. 2. – С. 6–13.
9. Лопсонова З.Б. Управление качеством образования в ДОУ // Вестник БГУ. – 2014. – №1(2). – С. 14–18.
10. Маркарян И.А. Взаимодействие дет­ского сада и семьи – приоритетное направление
в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «На­уко­ведение». – 2014. – №6 (25). – С. 69. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-detskogo-sada-i-semi-prioritetnoe-napravlenie-v-deyatelnosti-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 22.06.2017).
11. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Пси­-
хологическая наука и образование psyedu.ru.
2015. – Т.7. – №3. – C. 1–11. doi: 10.17759/psyedu.2015070301.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n3/polivanova.shtml (дата обращения: 22.05.2017).
12. Результаты апробации шкал оценки образовательной среды ECERS-R ECERS-E в детских садах г. Москвы / Лаборатория развития ребенка Института системных исследований МГПУ; И.Б. Шиян и др. М., 2015.
13. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образовании. Теория и практика. – 2017. – №2. – С. 16–31.
14. Шабас С.Г. Представления педагогов детского сада о современных детско-родительских отношениях / «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие профессиональных стандартов» (Москва, 8-10 апр. 2014 г.): материалы X всерос. науч.-практ. конф. – М.: Федерация психологов образования России, 2014. – С. 430–432.
15. Шиян О.А. Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 38–49.
16. Шмис Т.Г. Оценка качества до­школь­ного образования с использованием шка­лы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 54–56.
17. Shabas S. Relationships Between Parents and Preschool-Age Children Attending Kindergartens // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233., 17 Oct. –
P. 269-273.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

сотрудничество с родителями, качество дошкольного образования, шкалы ECERS-R