Шакирова Е.В., Кузьмин С.В. Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития?

№2 2023 Шакирова Е.В., Кузьмин С.В. Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития?
Аннотация

Актуальность исследования. Дошкольные образовательные организации активно внедряют в работу различные электронные средства обучения – ноутбуки, интерактивные доски, цифровые лаборатории, 3D-ручки и многое другое. Применение данных средств для обогащения образовательной деятельности ребенка и повышения разнообразия его самостоятельной деятельности – важная задача современного дошкольного образования. Изучение отношения педагогов к применению технических устройств в работе с детьми – актуальная проблема, изучение которой позволит выявить особенности использования воспитателями электронных средств обучения.

Цель исследования: выявление отношения воспитателей к применению электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников.

Методология: индивидуальное структурированное  интервью.

Описание хода исследования. Выборку составили 50 воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Иваново. Педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов по использованию электронных устройств в профессиональной деятельности. Тщательно исследовались высказывания, показывающие отношение респондента к применению техники в работе с детьми; возможности для развития ребенка, которые видит педагог в применении современной техники; проблемы и сложности, с которыми встречается в процессе использования электронных устройств.

Основные результаты. Воспитатели активно применяют технические устройства в работе с детьми. Чаще всего техника используется педагогами для повышения наглядности занятий, а также в качестве сюрпризного момента для привлечения внимания детей. Большинство опрошенных воспитателей не хотели бы применять технические средства на каждом занятии. Они объясняют это тем, что для дошкольника важнее получать опыт живого общения, предметной деятельности и самостоятельной работы с различными материалами. Среди основных проблем педагогов в работе с техническими устройствами можно выделить недоступность или неисправность электронных средств, а также нехватку расходных материалов и сложность освоения компьютерных программ.

Выводы. Основная проблема в отношении педагогов к современным техническим устройствам состоит в противоречии между широкими возможностями для проведения занятий, которые дает техника воспитателю, и возможным вредом для здоровья и развития ребенка. Педагоги расценивают электронные средства обучения как ресурс для дополнительного аудиовизуального сопровождения занятий и не видят потенциала технических устройств для обогащения самостоятельной деятельности детей на занятиях и в игре. Применяя технические устройства в работе с детьми, педагоги исходят из руководящей позиции взрослого и определяют занятие в качестве ведущей организационной формы работы с дошкольниками.

Фрагмент статьи

Введение

В настоящее время электронное обучение и цифровизация активно внедряются на всех уровнях образования, в том числе и на дошкольном. Огромное внимание привлекается к важности формирования у ребенка инженерного мышления, способности к выстраиванию алгоритмов, программированию и пониманию принципа работы технических устройств. В детских садах реализуются парциальные программы по основам робототехники и алгоритмики (Кушниренко, 2022), проводятся занятия по компьютерному конструированию и моделированию (Цыганкова, Ерыкова, 2022; Тумакова, Савостикова, 2022), применяются различные технические средства обучения – интерактивные доски и песочницы, цифровая лаборатория, устройства с виртуальной и дополненной реальностью (Джиоев, 2022). Помимо развития инженерного мышления, в числе целей применения технических средств в работе с дошкольниками упоминают цифровую социализацию детей, формирование основ компьютерной и медиаграмотности, повышение мотивации к образовательной деятельности и обеспечение более полного погружения в предмет изучения за счет качественной визуализации и одновременного воздействия на несколько органов чувств (Егоров, 2022).

Электронные средства обучения в детском саду: мнение ученых

Развивающие цели применения электронного обучения в детском саду, а также общественный запрос на раннюю цифровую грамотность ребенка как потенциального инженера и специалиста будущего способствуют тому, что педагоги и родители активно включаются в процесс внедрения технических средств в обучение детей. Вместе с тем среди субъектов педагогической деятельности усилились научные споры о влиянии цифровых технологий на дошкольное детство. Ученые видят в них не только неограниченные возможности для общения, обучения и выражения себя, но и угрозу физиологическому, психическому и социальному здоровью детей (Калинина, 2017; Челышева, 2014). Ряд специалистов усматривает в информационных технологиях разрушительное влияние на игровое обучение (Cordes and Miller, 2000), тогда как другие определяют их как еще один возможный вид игры (Clements, 1994; Plowman and Stephen, 2003; Facer et al., 2003). Д.И. Фельдштейн среди проблем цифровизации дошкольного образования выделяет ее хаотический и противоречивый характер (Фельдштейн, 2012), связанный с отсутствием у педагогов, родителей и руководителей детских садов единого понимания цели внедрения электронного обучения. Цифровую трансформацию дошкольного образования осложняют многие факторы, среди которых учеными выделены следующие:

  • неравномерность технического оснащения образовательных учреждений;
  • имеющийся электронно-цифровой разрыв среди членов общества, обусловленный уровнем сознательной вовлеченности в цифровую среду;
  • отсутствие однозначной позиции в среде ученых и педагогов о влиянии компьютерных технологий на организм человека, развитие его памяти, внимания, эмоционального интеллекта (Сваталова, 2020; 2021; 2022).

Полный текст читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Джиоев Э. Цифровой детский сад // Обруч. – 2022. – №2. – С. 8–9.
  2. Егоров Б. Инженерное направление: системный подход // Обруч. – 2022. – №2. – С. 3.
  3. Зюзина Т.Н., Бабакина Н.М. Электронное обучение современных дошкольников // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – №4. – С. 1592–1596.
  4. Калинина Н.В. Профилактика рисков интернет-активности обучающихся: субъект-порождающее взаимодействие // Образование личности. – 2017. – №1. – С. 12–17.
  5. Кушниренко А. Новые грамотности: чтение, письмо, счет… алгоритмика // Обруч. – 2022. – №2. – С. 1–4.
  6. Морган A. Интерактивные доски, интерактивная и игровая составляющая классных занятий с деть- ми от трех до семи лет // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №9. – С. 70–78.
  7. Новоселова С.Л., Пятке Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 36 с.
  8. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / Под ред. А.В. Беля-евой, В.В. Леонаса. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
  9. Сваталова Т.А. Цифровизация дошкольного образования: плюсы и минусы // Вопросы педагогики. – 2020. – №11. – С. 304–308.
  10. Сваталова Т.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – №1(46). – С. 38–44.
  11. Сваталова Т.А. Опыт и перспективы цифровизация дошкольного образования // Науко­сфера. – 2022. – №9. – С. 88–94.
  12. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. – М.: Инсти­тут социологии образования РАО, 2001. – 156 с.
  13. Солпитер Д. Дети и компьютеры: настольная книга для родителей. – М.: БИНОМ, 2013. – 380 с.
  14. Тумакова О., Савостикова Е. Технопарк в детском саду // Обруч. – 2022. – №2. – С. 31.
  15. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Вестник Герценовского университета. – 2012. – №1. – С. 20–29.
  16. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 2009. – 165 с.
  17. Цыганкова И., Ерыкова Н. Занимательный 3D-мир // Обруч. – 2022. – №2. – С. 30.
  18. Челышева И.В. Дети и Интернет: взаимодействие с миром виртуальной культуры // Медиаобразование. – 2014. – №3. – С. 98–103.
  19. Burns C.M., Myhill D.A. (2004) Inactive or interactive? A consideration of the nature of interaction in whole class teaching. Cambridge Journal of Education, 1, 35–49.
  20. Clements D.H. (1994) The uniqueness of the computer as a learning tool: insights from research and practice. In Young children active learners in a technological age, ed. J.L. Wright, and D.D. Shade. Washington: National Association for the Education of Young Children. 31–50.
  21. Cordes C., Miller E. (2000). Fool’s gold: A critical look at computers in childhood. Maryland: Alliance for Childhood. 106.
  22. Downes T. (1998) Using the computer at home. In IT for learning enhancement. Exeter: Intellect. 61–78.
  23. Facer K., Sutherland R., Furlong J., Furlong R. (2003) Screen play: Children and computers in the home. London: Routledge Falmer. 272.
  24. Higgins S., Beauchamp G., Miller D. (2007). Reviewing the literature on interactive whiteboards. Learning, Media and Technology, 32. Vol. 3, 213–25.
  25. Plowman L., Stephen C. (2003) A ‘benign addition’? A review of research on ICT and pre-school children. Journal of Computer-Assisted Learning, 19. Vol. 2, 149–62.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, электронные средства обучения, воспитатели, технические устройства, детский сад