ISSN 1997-9657
       

Шакирова Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству

№5 2019 Шакирова Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада  как средство мотивации педагога к творчеству
Аннотация

Статья посвящена исследованию творчества педагога дошкольного образования. Целью исследования являлось изучение влияния мотивирующих факторов на профессиональное творчество педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривалась как основной показатель проявления творчества в работе педагога. Особое внимание уделено влиянию творческой деятельности по преобразованию предметного пространства группы на творческое развитие и изменение отношения воспитателя к профессиональной деятельности. Развивающая предметно-пространственной среда детского сада рассматривается с нескольких сторон: как продукт творчества педагога, как место взаимодействия педагога и детей, как область приложения творческих способностей воспитателя.

Статья подготовлена на материалах экспериментального исследования с использованием методов анкетирования педагогов и наблюдения за их работой. Исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений города Иваново Ивановской области, в нем приняли участие 16 воспитателей.

В качестве инструментария использовались шкалы оценки условий творческой активности детей в самостоятельной деятельности и занятиях изобразительной деятельностью. Для изучения изменения источников профессиональной мотивации педагогов применялся опросник, разработанный Д. Барбуто и Р. Сколлом. Исследование состояло из двух этапов, на каждом из которых вводился новый мотивирующий фактор. После каждого этапа проводилось измерение источников профессиональной мотивации педагогов, оценка состояния развивающей среды группы и оценка взаимодействия на занятии изобразительной деятельностью, выбранному как наиболее творческий вид образовательной деятельности. В качестве мотивирующих факторов применялись профессиональный конкурс и привлечение педагогов к работе по диссеминации опыта.

Результаты нашего исследования показали, что применение названных мотивирующих факторов способствовало запуску творческого цикла у педагогов, что выразилось в креативных изменениях организации предметного пространства групп, улучшении взаимодействия педагога и детей на занятиях изобразительной деятельностью. Творческие проявления в предметном пространстве и взаимодей­ствии с воспитанниками отразились и на мотивационной сфере педагогов.

Фрагмент статьи

Творчество педагога дошкольного образования – важный фактор, влияющий на успешность его взаимодействия с детьми, а также на удовлетворенность профессиональной деятельностью. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада всегда привлекает внимание творческих воспитателей, ведь с ее помощью можно не только повысить эстетическую привлекательность группового помещения, но и сделать его интересным для детей. Наше исследование связано с изучением влияния деятельности по организации предметного пространства дошкольной группы на развитие творчества педагога, его отношение к работе и детям. Преобразование развивающей среды потребует от педагогов приобретения новых знаний и навыков – самообразования. Улучшая и меняя игровое пространство, воспитателю придется проявлять больше внимания к интересам и потребностям детей, выявлению и учету особенностей группы дошкольников. Мы считаем, что все создаваемое и внедряемое педагогом можно признавать нужным и правильным, только если это работает на развитие ребенка, обогащение его игрового опыта, расширение познавательного интереса. Именно поэтому очень важно направлять профессиональное творчество педагога в сторону детских интересов и потребностей, что невозможно без постоянного взаимодействия педагога и ребенка. Мы предположили, что этот интерес является одним из мотивирующих механизмов, которые движут педагогическим творчеством. Но искренний интерес к ребенку есть не у всех педагогов, поэтому наша задача найти другой способ активизации педагогического творчества, который, запустив творческий цикл, приведет к появлению у воспитателя этого интереса. В таком случае развивающая среда станет областью приложения творчества педагога, а ребенок – ориентиром и критерием для оценки.

Компоненты творчества педагога дошкольного образования

Для того чтобы определить, какие мотивирующие механизмы и формы работы с коллективом будут способствовать развитию творчества педагогов, нужно подробнее рассмотреть само явление творчества и его специфику в работе воспитателя дошкольной организации.

Творчество в общем смысле – процесс или результат создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность результата. В современной психологии существует еще один термин – «креативность», близкий к понятию творчества. Понятие креативности было введено Э. Торренсом и означает способность к творчеству в широком смысле, то есть умение находить новые решения задач, генерировать большое количество вариантов таких решений (Torrance, 1966). В настоящее время понятия творчества и креативности принимаются как тождественные, поэтому и в нашей работе мы будем считать их идентичными. Т. Любарт занимался изучением креативного потенциала личности. На основе своих наблюдений он составил многокомпонентную модель, в которой выделил несколько составляющих креативности:

• внутреннюю и внешнюю мотивацию;

• личностные черты;

• интеллектуальные способности и дивергентное мышление (Любарт, 2005; 2009).

Данные компоненты, по мнению Любарта, составляют потенциал креативности, на который влияют средовые факторы, уменьшая или увеличивая его (Мешкова, 2015). Исходя из модели Любарта, мы можем выделить в качестве основного компонента творчества дошкольного педагога внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Полный текст читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF статьи.

Список литературы

1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Симонян М.С. Изучение образовательной среды с помощью методики CLASS: теоретические основания и практические перспективы // Современное дошкольное образование. – 2018. – №4(86). – С. 40–49. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00016.
2. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.
3. Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология. – 2011. – №3. – С. 109–114.
4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
5. Литвиненко Т.В. Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №5 (17). – С. 271–273.
6. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс // Психология. Журнал ВШЭ. – 2005. –
№4. – С. 74–80.
7. Любарт Т., Муширу К., Торжман С. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. – 215 с.
8. Ляпина И.А. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: Материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27–29 ноября 2016 г.). – Иркутск: Аспринт, 2016. – С. 259–261.
9. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
10. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с.
11. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект // Социальная психология и общество. – 2015. – Том 6. – № 2. –
С. 8–20.
12. Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Экспертиза качества образовательной среды в группах раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №5. – С.38–53. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00020.
13. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №6. – С.30–35.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
15. Херцберг Ф., Моснер Б., Блох Снидерман Б. Мотивация к работе. – М.: Вершина, 2007. – 240 с.
16. Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С. 14–21.
17. Шакирова Е.В. Влияние предметно-пространственной среды детского сада на развитие профессионального творчества педагога: детская активность как показатель творчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – №2. – С. 52–69.
DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10044.
18. Шакирова Е.В. Распространение инновационного опыта как фактор повышения активности педагогов // Методист ДОУ. – 2018. – №24. – С. 76 – 92.
19. Шейл П. Руководство по развитию персонала. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.
20. Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С. 50–59.
21. Barbuto J.E. & Scholl R.W. (1998). Motivation Sources Inventory: Development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports, 82 (1), 1011–1022.
22. Newton, L. & Newton, D.P. (2014). Creativity in 21st-century education. Prospects, 44(4), 575–589. doi: 10.1007/s11125-014-9322-1
23. Torrance P.E. Torrance Tests of Creative Thinking. Princeton, N. J.: Personnel Press, 1966.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, развивающая предметно-пространственная среда детского сада, творчество педагога, игровое пространство, профессиональная мотивация