ISSN 1997-9657
       

Шакирова Е.В. Влияние предметно-пространственной среды детского сада на развитие профессионального творчества педагога: детская активность как показатель творчества

№2 2019 Шакирова Е.В. Влияние предметно-пространственной среды детского сада на развитие профессионального творчества  педагога: детская активность как показатель творчества
Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния развивающей предметно-пространственной среды на творчество педагога дошкольной организации и ребенка. Целью исследования является изучение процесса развития творчества педагога дошкольной организации, основанное на предположении, что работа по усовершенствованию развивающей среды будет способствовать развитию творчества педагога.

Статья подготовлена на основе материалов исследования развивающей предметно-пространственной среды 26 групп 4 дошкольных учреждений г. Иваново. В качестве инструментария использовались Шкалы анализа, разработанные автором. Инструментарий ориентирован на оценку деятельности педагога через условия, которые он создал для творческой активности детей. Рассматривается проблема определения понятия творчества в работе воспитателя и деятельности ребенка, раскрываются причины проявления творчества педагога и ребенка в процессе создания развивающей среды. Развивающая среда анализируется с разных сторон: как фактор, влияющий на детскую деятельность и побуждающий ребенка к игре, а педагога к работе, и как пространство, которое изменяет взрослый или ребенок, проявляя при этом творчество.

Исследование показало, что привлечение педагогов к усовершенствованию игрового пространства способствует активизации их деятельности и созданию условий для поддержки детской активности. Исследование выявило небольшое улучшение в организации развивающей среды групп экспериментального детского сада. Таким образом, мы установили связь между развивающей средой, работой педагога по ее созданию и наполнению и появлением творчества в игре и другой деятельности дошкольника. Низкий результат оценки изменений развивающей среды в экспериментальном ДОУ можно объяснить тем, что подход воспитателей к организации игрового пространства остался прежним. Отсюда вывод, что необходимо повышать уровень знаний педагогов в области организации развивающей среды и делать это одновременно с практической работой по улучшению игрового пространства.

Фрагмент статьи

Работа в дошкольной организации требует от педагога постоянного творчества – в общении с детьми, в разработке мероприятий, в планировании совместной деятельности. Важнейшую роль при организации взаимодействия педагога с воспитанниками играет окружающее пространство – развивающая среда. В данной статье мы рассмотрим влияние развивающей среды ДОУ на развитие педагога и ребенка в процессе их творчества. Сделаем вывод о взаимной зависимости творчества ребенка от творчества педагога в организации предметного пространства группы. Затем раскроем причины проявления творчества педагога и ребенка в процессе создания развивающей среды и представим диагностический материал для оценки уровня созданных педагогом условий для детского творчества в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности.

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие ученые. В.А. Сухомлинский выделял индивидуальность педагогического творчества, К.Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания, А.С. Макаренко отмечал близость социальных функций и технологий педагогического, художественного и научного творчества (Сухомлинский, 1978; Ушинский, 1953; Макаренко, 1955). Особый интерес ученые проявляют к исследованию механизма развития творческой деятельности педагога – выделяют стадии творческого развития педагога, этапы творческого акта, определяют качества, которыми должен обладать творческий педагог. Творчество – одно из наиболее сложных понятий профессиональной деятельности педагога, поэтому так отличаются взгляды ученых на само понятие. Творческая деятельность определялась одними исследователями как создание новых, оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (Рубинштейн, 1958; 1976); другими – как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта (Выготский, 1983; Веракса, 1990; Семенов, 2017); третьими – как источник и механизм движения, атрибута материи (Пономарев, 1976; Подгорных, 2010).

Как развивающая предметно-пространственная среда может влиять на творчество педагога и ребенка?

Может ли педагог дошкольного учреждения, работая над усовершенствованием развивающей среды группы, создать новые оригинальные ценности, имеющие общественную значимость? Конечно, может, если эти ценности будут результатом совместного творчества педагога и его воспитанников. Например, дет­ские рисунки, поделки или коллективные работы могут стать украшением интерьера группы и будут иметь общественную значимость – их оценят сами дети, а также их родители и другие педагоги детского сада.

Список литературы

1. Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – 320 c.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. – 1990. –№4. – С. 5–14.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. URL: http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=5278. Дата обращения 28.06.2017 г.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 3 Проблемы развития психики / Под. ред. А.М. Матюшкина. – 1983. – 369 с.
6. Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология.– 2011. – №3. – С. 109–144.
7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. –144 с.
8. Кислицина А.В. Опыт применения шкал ECERS-R для развития образовательной среды дошкольной группы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №2. – С. 54–59.
9. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности [Электронный ресурс]. 2005. Дата обращения 14.06.2018 г. URL: https://tovievich.ru/book/voobragenie/5617-fenomen-detskoy-kreativnosti.html.
10. Макаренко А.С. О воспитании в се-мье. – М.: Учпедгиз, 1955. – 320 с.
11. Подгорных Е.М. Методологические аспекты профессиональной творческой деятельности педагога: инновационный подход // Вестник ЧГПУ. – 2010. – №12. – С. 140–148.
12. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
13. Робсон С., Ро В. Наблюдение за творческим поведением детей дошкольного возраста: участие, включенность и настойчивость // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №3. – С. 68–78.
14. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии / Под ред. Е.В. Шорохова. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 260 с.
15. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. 148 с.
16. Семенов И.Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. – 2017. Т. 1. – №1. – С. 121–150.
17. Слепцова И.Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование. Теория и практика – 2018. – №1. – С. 30–37.
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978. – 240 с.
19. Тютюнник В.И. Психологические условия развития детского творчества // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1. – С. 126–132.
20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Вопросы воспитания. –
М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 640 с.
21. Хармс Т., Клифорд Р. М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. – М.: Национальное образование, 2016.– 136 с.
22. Шаронин Ю.В. Саморазвивающиеся системы: творческая личность // Фундаментальные исследования. – 2013. – №10. – С. 432–436.
23. Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6.– С. 68–78.
24. Sternberg R.J. 2003. Creative thinking in the classroom. Scandinavian Journal of Educational Research 47, no. 3: 32538.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

развивающая предметно-пространственная среда, игровое пространство, детский сад, творчество педагога, развивающая среда