Шевелева Д.Е. Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду: каким образом выстроить коммуникацию

№2 2023 Шевелева Д.Е.  Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду:  каким образом выстроить коммуникацию
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена коммуникации детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного детского сада. Пребывание в среде здоровых детей благоприятно сказывается на социализации и формировании навыков общения у дошкольников с ОВЗ. Но между тем возможно противоречие между социальными условиями дошкольной инклюзии и реальными возможностями общения у некоторых детей. Данные противоречия затрагивают детей с нарушениями речи. Эти дети, в силу речевой патологии, не способны к полноценному общению. Следовательно, должна быть решена проблема коммуникации и социализации у дошкольников с расстройствами речи.

Ход исследования. Проанализированы исследования по возрастной периодизации, в соответствии с которой развивается общение между дошкольниками, не имеющими речевых патологий. Автор статьи обращается к мозговой организации речи и показывает ее системный характер с точки зрения участия разных зон мозга. В качестве теоретического основания в статье даны две классификации нарушений речи, с помощью которых исследуются речевые патологии в детском возрасте; в дальнейшем в соответствии с этой классификацией по форме речевой патологии проводится работа по устранению дефектов речи. Статья имеет междисциплинарный характер и интегрирует психологию, педагогику и логопедию.

Результаты исследования. Работа по коррекции речи начинается с диагностического этапа. Диагностическое обследование, устанавливающее состояние активной и пассивной речи у ребенка, базируется на положении о системном строении речевых функций. В статье показано, что речь имеет системное строение – от элементарных до наиболее сложных форм. И логопедические занятия имеют различные цели и структуру в зависимости от коррекционной направленности на тот или иной дефект речи. Дополнительно к логопедическим занятиям даются рекомендации по развитию этикетной речи и по формированию навыков коммуникации в рамках сюжетно-ролевой игры и театрализации.

Выводы. Работа в детском саду по восстановлению речи сокращает «зону риска» по социализации. При достаточной коммуникации дети приобретают возможность полноценного включения в среду сверстников.

Фрагмент статьи

Роль дошкольного инклюзивного образования для детей с нарушениями речи и ограниченные ресурсы инклюзии при нарушенной коммуникации

Ранний возраст и дошкольное детство – первые, наиболее ранние периоды социализации ребенка. На этих этапах большая часть психических новообразований, в том числе и социальных, появляется в рамках манипулятивной деятельности и сюжетно-ролевой игры как ведущего типа деятельности. В процессе речевого развития и за счет расширения вербальных навыков становится более насыщенной и развитой коммуникация: у детей появляются новые межличностные связи, которые распространяются за пределы семей, взаимодействие с другими людьми приобретает более сложные и содержательные формы.

Именно общение с постоянной направленностью на появление новых смыслов и тем вводит ребенка в социальную среду и помогает развиться в качестве социального субъекта, обладающего социально значимыми навыками и качествами. При развитии речи и общения развиваются и иные высшие психические функции (ВПФ), что подтверждает тезис о социальности каждого человека и о коммуникации как необходимом условии для протекающего в норме онтогенеза в психике. С точки зрения психологии и педагогики речевые процессы являются информативным признаком, во многом отражающим общее психическое развитие детей.

Естественные процессы становления коммуникации зачастую оказываются осложненными и задерживаются по темпу (по сравнению с нормативными показателями) вследствие какой-либо патологии в детском, особенно в раннем возрасте. В этом случае в социальной ситуации развития присутствуют искажения: на всем протяжении детства и в дальнейшем во взрослом возрасте имеются трудности социализации и малая социальная активность в различных социальных группах.

С целью минимизировать нарушения социализации у детей с расстройствами речи, а также с другими патологиями, на дошкольном и школьном этапах в системах образования разных стран, включая Россию, было введено инклюзивное образование. Многочисленными отечественными и иностранными работами подтверждено, что долгосрочное пребывание детей с ОВЗ в среде сверстников «нормы развития» способствует лучшему установлению взаимосвязей с другими детьми и формированию социально важных качеств личности. Дети с особенностями в развитии приобретают качества, которые на момент посещения детского сада или школы и в долговременной перспективе обеспечивают им всевозможные компетенции для социализации. Этим подтверждаются положения психологии и педагогики, что внутри «инклюзивной» образовательной модели представлены максимально благоприятные условия для развития навыков кооперации, коммуникативных и, шире, важных социальных компетенций.

Полный текст читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Алеева З.Р. Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации / XII Международный студенческий научный форум 2020 г. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018024706 (дата обращения 20.01.2023)
  2. Гайченко С.В. Игровые коммуникативные технологии в условиях инклюзивного образования. – М.: ИНФРА-М, 2017.
  3. Дахно Е.П. Обогащение активного словаря посредством сюжетно-ролевых игр у детей 5–7 лет с ОНР. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/29/obogashchenie-aktivnogo-slovarya-posredstvom-syuzhetno (дата обращения 11.01.2023)
  4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психо­физиологические основы детской валеологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
  5. Егорова Н.Д., Марченкова О.О. Изучение и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, обусловленного дизартрией // Вестник Курганского государственного университета. – 2020. – №1(55). – С. 85–91.
  6. Ефремова Т.Н. Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/ 08/ispolzovanie-igrovykh-uprazhneniy-pri-formirovanii (дата обращения 27.01.2023)
  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
  8. Инклюзивное образование детей с тяжелыми нарушениями речи. URL: https://studref.com/418618/pedagogika/inklyuzivnoe_obuchenie_detey_tyazhelymi_narusheniyami_rechi (дата обращения 18.11.2022)
  9. Калинникова Л.Н., Могилевич В.А., Полыгалова Ю.Е. Общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками. URL: https://urok.1sept.ru/articles/675207 (дата обращения 20.01.2023)
  10. Кириллова Е.А. Инклюзивное образование для детей с тяжелыми нарушениями речи в России. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1289072995/Statya_Kirillovoj_E._A.2.pdf (дата обращения 04.01.2023)
  11. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 352 с.
  12. Мещерякова Л.В. Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализации / Материалы научно-практической конференции «Традиции и инновации в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья». – М.: Педагогическая академия, 2012. – 524 с.
  13. Свиридова Т.Н., Шумилова Т.В. Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру в ДОУ. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29846658_59826791.pdf (дата обращения 11.01.2023)
  14. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП: алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 320 с.
  15. Фуряева Т.В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью. – М.: Юрайт, 2019. – 189 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

инклюзивное дошкольное образование, дети с нарушениями речи, социальная интеграция, логопедическое обследование, развитие и коррекция речи, методы социального включения