ISSN 1997-9657
       

Шевелева Д.Е. Дошкольное образование для детей с ДЦП: современные взгляды и содержание в разных странах

№2 2021 Шевелева Д.Е.  Дошкольное образование для детей с ДЦП:  современные взгляды и содержание в разных странах
Аннотация

Статья имеет теоретический характер и обобщает научные положения и результаты исследований других авторов. Приведены теоретические положения и программный документ, которыми обосновывается содержание и направляется развитие специального дошкольного образования.

Актуальность статьи состоит в анализе современного дошкольного образования для детей с ДЦП. В статье описываются психические и физические особенности детей с ДЦП дошкольного возраста, которые указывают на особые образовательные потребности и необходимость специальной коррекционно-развивающей работы. Приводятся положения о психодиагностике детей с ДЦП; показаны принципы для составления индивидуального образовательного маршрута. На основе материалов российских исследований и рекомендаций приведены варианты образовательных программ, которые предписаны детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной тяжести.

Также статья содержит материал по организации дошкольного образования для детей с ДЦП за рубежом. На примере польского дошкольного образования показан подход, включающий общие и специальные технологии и направления занятий с детьми. На базе положения об образовании в США показаны организационно-педагогические условия в отношении дошкольников с ДЦП (ОВЗ); автор статьи рассматривает индивидуальные образовательные планы, которыми регулируются воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями. В статье приводится североамериканское исследование, в котором выявлена корреляция между мобильностью детей и их социализацией. Представлены результаты этого исследования и практические рекомендации: общая социальная активность ребенка в группе зависит от его двигательных возможностей и развития интеракции (как навыков общения и взаимодействия с другими детьми).

В заключении на основании сравнительного анализа показана близость научных позиций России и зарубежья относительно содержания дошкольного образования для детей с ДЦП. Обоснована роль дошкольных учреждений в развитии и социализации детей с ДЦП. Научная новизна статьи – выявление комплекса организационно-педагогических условий, сопоставление и компаративистское исследование дошкольного образования для детей с ДЦП в России и других странах.

Фрагмент статьи

Вопросы дошкольного образования для детей с ДЦП. Постановка проблемы

Дошкольное детство – первый период включения детей в систему образования, которая, имея соответствующие цели, задачи и технологии, призвана оказывать содействие развитию каждого ребенка. При этом в отношении здоровых, нормативно развивающихся детей используются общие психолого-педагогические подходы и методики, рассчитанные на нормотипичное состояние психики и высших психических функций (ВПФ) и принятые для этого возраста показатели развития. Дошкольный этап для детей с нарушениями в физических и психических функциях сочетает / должен сочетать два равных по значимости направления: общее психолого-педагогическое, решающее равные для всех детей задачи, и коррекционно-восстановительное, направленное на преодоление или уменьшение психофизических отклонений и отставаний в развитии.

Равнозначность двух направлений в дошкольном образовании всецело относится к детям с ДЦП, число которых в России и мире растет (наиболее явной эта тенденция стала в последние 10–15 лет) (Танцюра, Кононова, 2017). При большом распространении эта патология имеет не только медицинское, но и психологическое, педагогическое и социальное значение как заболевание, приводящее к инвалидизации. Дети названной категории на всех этапах своего развития нуждаются в эффективных общих и специальных методах воспитания и обучения – медицинском и психолого-педагогическом содействии. В рамках дошкольного образования содействие заключается в следующем: ведется работа по психическому и физическому развитию воспитанников, предпринимаются меры для коррекции нарушенных функций и абилитации. (Абилитация – формирование неразвитых и несформировавшихся навыков; реабилитация – восстановление утраченных навыков, которые ранее уже были сформированы и распались по какой-либо причине, например, в случае травмы или появившегося заболевания). Дополнительно, ввиду современных социальных и педагогических реалий, каждый ребенок на всех ступенях образования должен обеспечиваться организационными и дидактическими условиями для социализации, формирования навыков социального поведения / навыков взаимодействия с другими людьми и прийти к отождествлению себя как равного и активного субъекта социума. Эти задачи решаются посредством поиска и создания технологий воспитания и обучения, обеспечения для каждого ребенка подходящей предметно-развивающей среды. Как пишут Р.Я. Абрамович-Лехтман и С.А. Немкова, детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием; состояние детей стабилизировано и отчасти поддается функциональной компенсации и коррекции путем целенаправленной восстановительной работы (Абрамович-Лехтман, 2003; Немкова, 2013).

В связи с большим распространением детского церебрального паралича и специфическими условиями, которые должны создаваться для детей в образовательных учреждениях, важно определить организационно-педагогические условия, которые наиболее полно отвечают особенностям развития и образовательным потребностям каждого воспитанника / ученика. Таким образом, можно говорить об актуальности проблемы дошкольного (и школьного) образования для детей с ДЦП – его организационных формах, структуре и содержании.

Структура дошкольного образования для детей с ДЦП

Для проектирования дошкольного образования, отвечающего современной модели, необходимо обладать точными и объективными данными об особенностях развития детей, для которых организуются конкретные дошкольные учреждения. В частности, это требование относится к детям с ДЦП, психофизические функции которых имеют ряд специфических черт, и в связи с этим порождается необходимость в специальных условиях для развития, обучения и воспитания, т.е. все психофизические особенности детей определяют особенности дошкольных учреждений – общепедагогическое и специальное коррекционное направления. Следовательно, проектом для дальнейшего исследования будет выступать определение организационно-педагогических условий и содержательного компонента в дошкольных учреждениях для детей с ДЦП.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Полный текст

1. Абкович А.Я. Некоторые особенности познавательного развития детей с церебральным параличом // Вестник Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2015. – №4. – С. 114–122.
2. Абрамович-Лехтман Р.Я. Особенности нервно-психического развития детей с церебральным параличом, из хрестоматии «Детский церебральный паралич» / Сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика-Плюс, 2003. – 520 с.
3. Анохина Н.В. Организация модели инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада / Материалы III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы». Под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
4. Васильева В.С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2015. – 149 с.
5. Гончарова Е.Л. Культурно-историческая традиция в специальной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. – №3. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/culture-historical-tradition-in-psychology-of-special-needs (дата обращения 26.02.2021).
6. Гуртовая И.В. Образование для всех / Материалы III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» / Под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
7. Золоткова Е.В. Опыт инклюзивной практики на базе Центра продленного дня Мордовского государственного педагогического института с использованием технологии сенсорной комнаты / Материалы III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» / Под ред. С.В. Алехиной. –
М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
8. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Куте-
повой. – М.: МОЗАИККА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
9. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / Под общ. ред. Н.Н. Малофеева. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – 120 с.
10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусей-нова А.А. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 128 с.
12. Наговицына О.В., Жигалова И.С. Организация дошкольной практики в дошкольном образовательном учреждении / Материалы III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» / Под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
13. Немкова С.А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе. – М.: Триада-Х, 2013. – 440 с.
14. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2019. – 368 с.
15. Савина А.К. Социализация «детей особой заботы» в польской системе массового образования // Школьные технологии. – 2017. – №2. – С. 60–69.
16. Сатари В.В. Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2012.
17. Симонова Т.Н. Синергетическая модель психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями. Авт. дисс. д-ра пед. наук. – Астрахань, 2011.
18. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП: алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 320 с.
19. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтер­нативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. – М, ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
20. Юнусов Ф.А., Ефимов А.П. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами: практическое руководство. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 143 с.
21. Lamônica D.A., Paiva C.S., Abramides D., Biazon J.L. Communication skills in individuals with spastic diplegia. URL: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S2317-17822015000200135 (дата обращения 20.04.2020).
22. Ragonesi C.B., Chen X, Agrawal S., Galloway J.C. Power mobility and socialization in preschool: follow-up case study of a child with cerebral palsy. URL: https://europepmc.org/article/med/22090084#free-full-text (date of request 28.04.2020).
23. Stanclik M. Wczesne wspomaganie rozwoju dziecka z mózgowym porazeniem dzieciecym.
24. The inclusion of children with cerebral palsy – including hemiplegia – in early years’ settings. URL: https://www.smallsteps.org.uk/wp-content/uploads/2014/02/1.1-including-children-with-cp.pdf (дата обращения 28.04.2020)

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, дети с ДЦП, психофизические особенности, развитие и коррекция, образовательные программы, социализация, мобильность.