ISSN 1997-9657
       

Шикалова Т.Н. Функциональный компонент конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в структуре профессиональной компетентности

№2 2019 Шикалова Т.Н. Функциональный компонент конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в структуре профессиональной компетентности
Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя дошкольной образовательной организации. Особое внимание акцентируется на функциональном компоненте обозначенной компетенции, поскольку он является одним из важных условий приобретения опыта в вопросах конструирования образовательной деятельности, создания дидактических и методических материалов, новых форм, методов, программ и технологий организации образовательной деятельности на основе знаний, навыков и практической деятельности.

Для решения обозначенной цели и проверки гипотезы определены методы исследования: а) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и обобщение теории и практики системы повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО; б) эмпирические: изучение и анализ педагогического опыта по проблеме формирования конструктивной компетенции музыкальных руководителей ДОО; наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент; в) методы математической и статистической обработки: выполнение процедуры математической и статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение, обобщение.

Статья освещает результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие выдвинутую гипотезу и доказывающие научную новизну исследования, которая заключается в уточнении понятия конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, разработке и реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, определении и обосновании критериев, показателей и средств педагогической диагностики для определения уровня сформированности конструктивной компетенции музыкальных руководителей ДОО.

Фрагмент статьи

Введение

Компетентностный подход в образовании в условиях социальных, духовных и экономических преобразований в обществе приобретает особую актуальность. В соответствии с требованиями Российского законодательства в сфере образования, современному педагогу необходимо владеть ключевыми компетенциями, обеспечивающими реализацию концептуально новых подходов, современных программ и технологий. Наряду с профессионально значимыми компетенциями педагога, такими как управленческая (Ю.В. Ва­сильев, В.П. Симонов и др.), коммуникативная (Ананьев, 1962), (Маркова, 1996), (Трофимова, 2003), (Трофимова, 2012), гностическая (В.Л. Дубинина, М.Н. Скаткин), проектировочная (О.И. Генисарецкий, К.М. Кан­тор), методическая (Гладун, 2009), одной из значимых является конструктивная компетенция, направленная на создание новых дидактичес­ких материалов, новых форм и методов организации образовательной деятельности. Следовательно, конструктивная компетенция основана на творческой созидательной деятельности педагога и является ведущей мотивацией к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.

Проблема конструктивной функции педагога в системе его педагогической деятельности интересовала исследователей еще в XX в. и по сей день остается актуальной. По справедливому утверждению Н.М. Борытко, «отбор эффективных средств и условий побуждает педагога к конструированию более совершенной педагогической системы, что чаще всего выражается в разработке различного рода авторских программ» (Борытко, 2001), что, в свою очередь, обеспечивает качество образовательной деятельности с воспитанниками. При недостаточном владении конструктивной компетенцией педагог, в частности музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), сталкивается с трудностями в вопросах планирования, разработки проектов, сценариев музыкальной образовательной деятельности, структуризации музыкального репертуара для детей и дидактических пособий и др. Кроме того, педагог, ограниченный рамками той или иной программы, технологии, часто не склонен к самостоятельным действиям в плане инновационных преобразований, конструирования системы обучения (Stronge, 2007).

Список литературы

1. Александрова А.А. Диагностирование педагогов – основа эффективной методической деятельности в ДОУ (диагностический инструментарий для педагогов). [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/25/metodicheskaya-razrabotka-diagnostirovanie-pedagogov-osnova
2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – С. 15–42.
3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – С. 127.
4. Гладун Л.А. Методическая компетентность и методические компетенции специального педагога // Современность и пути развития специального образования. Ч. 1: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования. – Екатеринбург, 2009. – С. 96–103.
5. Ковтун Е.Н. Способы оценки уровня сформированности компетенций / Доклад на семинаре «Совершенствование компетентностного подхода в НИУ СГУ». СПб. – Пушкин: Учебный центр подготовки руководителей, 2014. – С. 33.
6. Кольцовская И.Г. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста
в импровизационных видах песенного творчества. [Электронный ресурс]: Для дошкольников. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста. URL: http://raguda.ru/ou/muzykalnoe-tvorchestvo-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
7. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – С. 159.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
9. Михалевская Г.И. Общепедагогические умения педагога. СПб., 1998. – 20 с.
10. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1998. – 240 с.
11. Савва Л.И., Солдатченко А.Л., Плотникова Е.Б., Рабина Е.И., Рязанова Л.С. Социализация студентов в профессиональном образовании / Под ред. Л.И. Савва. –
М.: Изд. дом Академии естествознания, 2012. – С. 116–194.
12. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
13. Трофимова Г.С. Компетентностный подход как предмет исследования в педагогике // Актуальные проблемы образования в высшей школе: Материалы научно-методической конференции. – Ижевск, 2003. – С. 9–11.
14. Трофимова Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: Монография. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2012. –
116 с.
15. Шикалова Т.Н. Вдохновение: Програм-ма по развитию песенного творчества дошкольников: Учебно-методическое пособие. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2011. – 93 с.
16. Шикалова Т.Н. Модель формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО как аспект повышения квалификации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. – Вып. 56. Часть VI. – Ялта, 2017. – С. 297–304.
17. Шикалова Т.Н. Психолого-педагогические условия развития песенного творчества детей дошкольного возраста // Научный вестник Института развития образования Удмуртской Республики: сборник статей.
Вып. 1. – Ижевск: Изд-во «АОУ ДПО УР ИРО», 2016. – С. 74–78.
18. Шикалова Т.Н. Сущность конструктивной деятельности музыкального руководителя ДОО // Проблемы современного педагогического образования. 2017. – Вып. 55, часть VII. –
Ялта, 2017. – С. 228–237.
19. Шикалова Т.Н. Формирование конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации / Т. Н. Шикалова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – Вып. 58, часть II. – Ялта, 2018. –
С. 298-301.
20. Stronge James H. (2007) Qualities of Effective Teachers / James H. Stronge// Association for Supervision and Curriculum Development, (2nd edition). – 197 p.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, конструктивная компетенция, музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации, повышение квалификации, технология