ISSN 1997-9657
       

Шин А.В., Грошева И.В. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан

№2 2020 Шин А.В., Грошева И.В.  Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан
Аннотация

В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях Республики Узбекистан, раскрываются основные направления ее изучения в контексте концептуальных идей Государственной учебной программы Республики Узбекистан, выделяются факторы, учет которых позволяет повысить качество проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стало изучение ключевых показателей оценки качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Узбекистана в условиях модернизации системы дошкольного образования Республики. Методологической основой исследования являлись идеи гуманитарного, субъектного, средового, деятельностного и компетентностного подходов. Основным методом исследования становится сравнительный анализ существующих в Республике Узбекистан подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста, установление ключевых факторов, определяющих ее качество.

Полученные результаты исследования содержат системный анализ качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Республики Узбекистан, определяют тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, позволяют выделить ключевые параметры качества среды, соответствующей культурно-историческим ценностям, национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности.

Исследование позволяет определить существующие практики проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Республики Узбекистан, предложить для реализации идеи художественно-эстетического подхода к оформлению и наполнению предметного пространства дошкольной организации, позволяют осмыслить характеристики развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях развития национальной системы дошкольного образования Республики Узбекистан, определить ее инновационные тенденции для решения задач позитивной социализации и индивидуализации современных дошкольников.

Фрагмент статьи

Предметно-развивающая среда как один из важнейших критериев качества образования

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития (Лопсонова, 2016).

В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, ярким подтверждением является принятие Закона Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании» (2019 г.), в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, внедрена Государственная учебная программа «Илк кадам» («Первый шаг») (Грошева, Евстафьева, Махмудова, Набиханова, Пак, Джанпеисова, Исакова, 2018). Государственная учебная программа предъявляет требования к условиям реализации вариативной программы дошкольной образовательной организации, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации, реализующей Государственную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Организация предметно-развивающей среды в ДОО в настоящее время является актуальной задачей, так как она служит важным критерием оценки деятельности каждой дошкольной образовательной организации в соответствии с Государственной программой.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (Полякова, 2015, 2019).

В настоящее время, когда интенсивно развивается инфраструктура, включая строительство, реконструкцию дошкольных образовательных организаций, предметно-развивающая среда выступает важным фактором эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности (Гогоберидзе, Атарова, 2015).

Как показывает опыт, основной трудностью, мешающей педагогам организовывать предметно-пространственную развивающую среду группы, является неправильное понимание особой эстетики дошкольной образовательной организации. Оно выражается в стремлении взрослых наполнить интерьер красивыми вещами, яркими картинами и игрушками, в создании статичных выставок и уголков. Решением данной проблемы может стать интеграция педагогики и дизайна, когда художественно-эстетический подход к оформлению и наполнению предметного пространства группы реализуется параллельно с педагогической разработкой содержательного наполнения пространства в пользу создания условий для развития ребенка и его самостоятельности в различных видах деятельности.

В условиях развития альтернативных моделей дошкольного образования, таких как группы кратковременного пребывания, мобильные, модульные и семейные дошкольные образовательные организации, игровые группы при местных сообществах, у педагогов и руководителей возникает множество вопросов по созданию предметно-развивающей среды.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF (доступно зарегистрированным пользователям)

Список литературы

1. Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. – М., 2014.
2. Бесчасная А.А. Теоретические и методологические основы социологических исследований детства и жизни детей: Моногра-фия. – СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2016. – 156 с.
3. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду // Детский сад: Теория и практика. – 2015. – №10 (58). – С. 38–55.
4. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для бакалавров (По направлению 050100 «Педагогика») / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
5. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия // Детский сад: Теория и практика. – 2015. – №1. – С. 6–15.
6. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010. – №4.– С. 56–60.
7. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
8. Грошева И.В., Евстафьева Л.Г., Махмудова Д.Т., Набиханова Ш.Б., Пак С.В., Джанпеисова Г.Э., Исакова М.Р. Государственная учебная программа «Илк
кадам» для дошкольных образовательных учреждений Республики Узбекистан. – 2018.
9. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
10. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена, 2012. [Электронный ресурс]. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sredakak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov. Дата обращения: 09.02.2020.
11. Лопсонова З.Б. Философско-педагогическая концепция современного детства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – Вып.1. – С. 50–59.
12. Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю // Детский сад: Теория и практика. – 2015. – №10. – С. 6–19.
13. Полякова М.Н. Образовательная среда детского сада как условие и средство поддержки исследовательского поведения детей дошкольного возраста // Детский сад: Теория и практика. – 2018. – №5–6. – С. 56–65.
14. Полякова М.Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней // Современное дошкольное образование. – 2019. – №1 (91). – С. 46-57.
15. Полякова М.Н. Система мониторинга качества образования в дошкольной образовательной среде // Детский сад от А до Я. – 2014. №6 (72). – С. 4–18.
16. Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2006.
17. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: – Дис. ...канд.пед.наук.: Москва, 2000.
18. Толкачева Г.Н. Проектирование модели предметно-развивающей среды // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. – С. 14–28.
19. Экспертиза качества дошкольного образования. Коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новицкой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 156–157.
20. Яфизова Р.И. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста в условиях современного образовательного пространства семьи и детского сада // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: сб. науч. ст. по материалам международной конференции. РГПУ им. А. И. Герцена, Институт детства. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 304–309.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

предметно-развивающая среда, Государственная программа дошкольного образования, моделирование предметно-развивающей среды, принципы предметно-развивающей среды.