ISSN 1997-9657
       

Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника

№10 2017 Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника
Аннотация

Исследование посвящено проблеме становления детской личности в системе дошкольного образования. Приводятся результаты теоретико-экспериментального исследования взаимосвязи качества образовательной среды и ее развивающего психолого-педагогического потенциала и особенностей развития детской субъектности. В основе исследования лежат концепции и подходы к образовательной среде как источнику психического развития личности (Л.С.Выготский, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин); системно-средовой подход в образовании (А. Бандура, К. Роджерс, И.А. Баева, В.А. Ясвин); положения о развитии психики и становлении личности как субъекта развития в деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Алексеева). Эмпирически выделено четыре своеобразных современных типа образовательной среды с различными возможностями. Выявлены тенденции к сопряженности параметров качества образовательной среды (по шкалам ECERS-R) и субъектности детей, а также значимые различия в субъектных характеристиках дошкольников в различных типах образовательной среды. «Стимульно-продуктивная образовательная среда» и «учебная среда» способствуют развитию пассивности и зависимости ребенка, а «эвристическая образовательная среда» и «креативная среда» характеризуются направленностью на свободное развитие активного ребенка и раскрытие его личностного потенциала.

Фрагмент статьи

Введение

В настоящее время особую ценность и значимость приобретают исследования в области качества образования детей дошкольного возраста, что послужило основанием для принятия во многих странах поворотных решений о преобразованиях (Cassidy, Hestenes, Hegde, Hestenes, and Mims, 2005; Верак­са Н.Е., Веракса А.Н., 2011; Шиян О.А., 2013; Шиян И.Б., 2011 и др.).

Одной из важных задач развития качества дошкольного образования является совершенствование образовательного процесса в дошкольных организациях и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми дошкольного возраста с помощью организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, направленную на поддержку детских инициатив и позволяющую ребенку проявлять самостоятельность и собственную активность.

Развивающая образовательная среда как психолого-педагогическая реальность определяет комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, включенных в социальное и предметно-развивающее пространство, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности (Баева, 2010; Ясвин, 2010). Именно пространственно-предметное содержание среды, организация времени, взаимодействия детей и взрослых и качество взаимосвязей между социальным, простран­ственно-предметным и психодидактическим компонентами среды определяют качество образовательной среды и являются ключевыми факторами развития личности.

Дошкольное образование является первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит развитие и становление основ личности (Баркер, 2015). Большинство исследователей признают ключевое значение раннего детства для личностного развития ребенка и приоритет внешних факторов развития субъектности ребенка над внутренними, что связано со спецификой становления личности в детском возрасте. Данный возрастной период отличается наибольшей чувствительностью и восприимчивостью, создавая наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психических свойств и моделей поведения. Это возраст потенциальных возможностей детства и интенсивного восприятия.

Тем не менее, практика дошкольного образования с этих позиций до сих пор не приобрела концептуальную основу. Возможности проявления дошкольниками субъектности оказываются в значительной степени ограниченными, а современная образовательная среда недостаточно стимулирует развитие субъектных качеств у дошкольников.

Список литературы

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности: методол. пробл. психологии. – М.: Наука, 1973. – 288 с.
2. Абульханова К.А. Субъектная парадигма отечественной психологии // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: сб. науч. тр. – Казань, 2004. – С. 3–4.
3. Алексеева Л.В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта преступления // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2003. – №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-subekta-i-subekta-prestupleniya (дата обращения: 05.01.2017).
4. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – №128. – С. 27–39.
5. Баркер В. Влияние дошкольного образования на детское развитие: результаты лонгитюдного исследования «Условия эффективного дошкольного, начального и среднего образования» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 28–37.
6. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии. // Филология и культура. – 2012. – №3 (29). – С. 294–299.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
8. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – №3. – С. 17–27.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №3.
10. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии // Культурно-историческая психология. – 2007. – №4. – C. 101–112.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
13. Кудрявцева O.В. Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном возрасте // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2006. – №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-subektnosti-rebenka-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 26.12.2016).
14. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996.
15. Плигин А.А. Развитие субъектности школьников: от методологии – к образовательной концепции и технологии. Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. –
№3. – С. 33-45.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
17. Хармс Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R / Тельма Хармс, Ричард М. Клифорд, Дебби Крайер. – М.: Национальное образование, 2016.
18. Шишова Е.О., Солобутина М.М. Модель становления субъекта научно-исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Казань: Изд-во Тат. гос. гум.-пед. ун-та. – 2011. – Вып.2 (24). – С. 299–305.
19. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5.
20. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. – 2011. – №1(15). – С. 34–43.
21. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда (монография). – М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. (Серия: Научно-издательский проект в поддержку национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).
22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. –
М.: Смысл, 2001. – 365с.
23. ECERS-R: Шкала оценки среды в дошкольных учреждениях. – Нью-Йорк: Teacher’s College Press, 2005.
24. Brostrцm S., Johansson I., Sandberg A., and T. Frшkjжr. 2014. “Preschool teachers’ view on learning in preschool in Sweden and Denmar.” European Early Childhood Education Research Journal. Vol. 22 , Iss. 5. http://dx.doi.org/10.1080/1350293X.2012.746199
25. Cassidy, D.J., Hestenes, L.L., Hegde, A., Hestenes, S., Mims, S. Measurement of quality in preschool child care classrooms: An exploratory and confirmatory factor analysis of the Early Childhood Environment Rating Scale-Revised. Early Childhood Research Quarterly. 2005; 20: 345–360.
26. Harms T., Clifford R.M., and D. Cryer. 2005. Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) Revised Edition.
27. Mashford-Scott A. and A.Church. 2011. “Promoting children’s agency in early childhood education.” Research on Youth and Language 5 (1): 15-38.
28. Sheridan, S., Giotaa, J., You-Me Hanb, Jeong-Yoon Kwonc. A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations // Early Childhood Research Quarterly 24 (2009) 142–156.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

качество образовательной среды в ДОО, характеристики образовательной среды как условия развития субъектности дошкольника