ISSN 1997-9657
       

Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников

№6 2018 Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников
Аннотация

Постановка проблемы исследования. В статье ставится вопрос о нарративных способностях дошкольников как ресурсе их когнитивного развития. Развитие речи детей изучается в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Отмечается, что процесс развития рассматривается как имеющий диалектический характер: развитие мыслится не как постепенный рост, а как череда качественных преобразований. В анализе Л.С. Выготского выделяются два момента: во-первых, представление о генетической связанности сочинения (и рисования) историй с будущим освоением грамоты – чтения и письменной речи; во-вторых, идея о связи образных и словесных средств создания нарративов в дошкольном возрасте. Идеи Л.С. Выготского сопоставляются с современными исследованиями детских нарративных способностей.

Ход и методы исследования. В статье описано исследование, в ходе которого анализировалась взаимосвязь структурированности детских нарративов и диалектического мышления дошкольников.

В исследовании использовались методики: «Что может быть одновременно?» (Веракса Н.Е.), «Что может быть наоборот?» (Белолуцкая А.К.), «Детский тест циклических представлений» (Веракса Н.Е., Сенюкова З.А.), «Расскажи историю» (Мак Кейб А.). В исследовании приняли участие 34 ребенка в возрасте от пяти лет до шести лет одиннадцати месяцев. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, чтобы избежать влияния других детей на содержание истории. Также было проведено исследование по методике «Сочинение истории с применением диалектической наглядной модели» (Шиян И.Б.), в котором приняли участие 44 ребенка старшего дошкольного возраста (5–6,5 лет). Детям предлагалось сочинить свою историю (сказочную или описывающую реальные события, произошедшие с ребенком в прошлом) либо с использованием диалектической наглядной модели (начало, середина, конец), либо без использования такой модели.

Результаты исследования и выводы. Взаимосвязь с успешностью применения диалектических действий была обнаружена только в случае историй, сочиненных с использованием наглядной модели. Был сделан вывод о том, что использование наглядной модели «начало – конец – середина» при придумывании историй провоцирует детей на создание более сложного повествования, включающего оперирование отношениями противоположности. Создание нарративов может быть использовано как ресурс когнитивного развития, в частности развития диалектического мышления у старших дошкольников.

Фрагмент статьи

Постановка проблемы исследования: роль нарративов в развитии ребенка

Нарратив – одна из базовых форм культуры. С точки зрения Дж. Брунера, «у нас есть основания предполагать, что именно рассказ является самой естественной и самой ранней формой организации опыта» (Брунер, 1987; 2006).

Сочинение историй – одно из важнейших проявлений фантазирования детей дошкольного возраста: для дошкольников придумывание историй так же органично, как и игра (а часто эти виды деятельности и пересекаются). Исходя из этого необходимо выяснить, какое значение имеют нарративные способности для развития детей. В частности, важно понять, какие когнитивные структуры, связанные с овладением грамотой в будущем, в них проявляются и формируются.

Этот вопрос приобретает большую актуальность еще и потому, что нарратив – это одна из форм выражения своей субъектной позиции. Как указывает А. Козулин, «фокус современного образования состоит в развитии способности ребенка быть подлинным субъектом («agency») своей жизни, являющимся источником собственной образовательной активности» (цит. по Educational encounters, 2011).

А нарратив полностью отвечает этим требованиям: в своем рассказывании ребенок сам творит «воображаемые миры».

Список литературы

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. – М., 2011.
2. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкирии. – 2011. –
№2. – С. 49–57.
3. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Social Research. – 1987. – №54. С. 11–32. Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под ред. А.М. Корбута.
4. Брунер Дж. Культура образования. – М., 2006.
5. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.
6. Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. – М.: Интор, 1996. – 128 с.
7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 5–14.
8. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.
9. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 14–27.
10. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диа­лектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник РГГУ. Серия Психологические науки. – 2012. – №15. – С. 57–86.
11. Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сенюко-ва З.В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. – 2017. –
№1(39). – С. 45–54.
12. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диалек­тика развивающего познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. Серия Психологические науки. – 2014. – №20.
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Собрание сочинений в 6 т. – 1982.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения дет­ской речи. – М. 2007.
15. Дьяченко О.М., Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника / Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. –
М.: Интор, 1996. – 128 с.
16. Журавлева Л.В. Камертон детства и некоторые шедевры. Истории про больших и маленьких в детском саду. – СПб., 2014.
17. Запуниди А.А. Роль изобразительной деятельности в развитии функции речи у детей дошкольного возраста: автореф. дис...канд. психол. наук: 19.00.13. – М.: МГУ,
2014. – 35 с.
18. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М., 2017.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
20. Лобок А.М. Диалог с Л. С. Выготским по поводу письменной речи // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 41–52.
21. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
22. Новоселова С.Л., Трифонова Е.В. Комп­лексная диагностическая методика познавательного развития детей «Звездный мальчик»: процедура, правила проведения диагностического обследования и обработки результатов; нормы. – М.: РАЕН, 1997. – 75 c.
23. Обухова Л.Ф., Чухонцева А.А. Куль­турно-исторический и когнитивный подходы
к пониманию истоков развития письменной речи // Психолого-педагогические исследования. – 2013. – №5.
24. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / Под ред. И.В. Пешкова. – М.: Лабиринт, 2001. – 144 с.
25. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания истории. –
М.: Прогресс, 1990. – 192 с.
26. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: дис...канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2000. – 131 с.
27. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изо­бразительная деятельность в детском саду:
пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – С. 91.
28. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2012. – Том 1. – № 1. – С. 53–64.
29. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
30. Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, 2011. – 514 с.
31. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство института психотерапии, 2001. – 256 с.
32. Шахнарович А.М. Языковая способность человека: онтогенетический аспект// В кн.: Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. – М.: Наука, 1990. – С. 19–58.
33. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников: дисс...канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 1995. – 272 с.
34. Шиян И.Б. Учимся рассказывать истории // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №2. – С. 25–32.
35. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Кра­шенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 22–33.
36. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как дети отражают процессы развития в мире? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №9. – С. 36–45.
37. Шиян О.А. Циклические представления как средство отражения процессов развития у старших дошкольников // Вестник МГПУ. – 2014. – С. 98–113.
38. Ames L.B. (1966) Children Stories. Genetic Psychology Monographs. 337–396.
39. Bartlett F. C. (1932). Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
40. Basseches M. (2005) The development of dialectical thinking as an approach to integration. Integral Review, 1. 47–63.
41. Botvin G., & Sutton-Smith B. (1977). The development of structural complexity in children’s fantasy narratives. Developmental Psychology, 13, 377–388.
42. Cain К. (2003) Text comprehension and its relation to coherence and cohesion in children’s fictional narratives. British Journal of Developmental Psychology, 21, 335–351.
43. Educational encounters: Nordic studies in early childhood didactics// ed. Pramling N, Pramling I.S. Springer 2011.
44. McCabe A., Bliss Lynn S. (2002) Pattern of Narrative Discourse. Cambridge, 224.
45. McCabe A., Peterson C. (1984) What Makes a Good Story? Journal of Psycholinguistic Research, Cambridge, 457–480.
46. McCabe A., Rollins P. (1994) Assessment of preschool narrative skills. American Journal of Speech-Language Pathology, 45.
47. O’Neill D.K., Pearce M.J., P.L. (2004) Preschool children’s narratives and performance on the Peabody Individualized Achievement Test – Revised: Evidence of a relation between early narrative and later mathematical ability. SAGE Publications (London, Thousand Oaks, CA and New Delhi), 24(2): 149–183, www.sagepublications.com
48. Whitehurst G.J., Lonigan C.J. (1998) Child Development and Emergent Literacy. Child Development, 69-3, 848–872.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

социология детства, ценностное отношение к миру детства, детская субкультура, детские виды деятельности, эксплуатация образа ребенка