ISSN 1997-9657
       

Шиян О.А. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание

№3 2021 Шиян О.А.  Культурно-историческая традиция  в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание
Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблематика творческих способностей приобретает все большую важность сразу в двух контекстах – и в контексте самореализации человека, и в контексте развития практик и производства. Особое место занимают вопросы развития творческих способностей в дошкольном возрасте: еще в работах Л.С. Выготского говорилось о важности рассмотрения ростков творчества в игре и фантазировании детей. На сегодняшний день в рамках культурно-исторического подхода существует целый ряд научных школ, занимающихся исследованием возможностей диагностики и развития детского творчества.

Цель работы – проанализировать существующие в культурно-исторической психологии подходы к исследованию детского творчества, чтобы понять, какие ответы на вопросы, поставленные Л.С. Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, а что так и осталось без ответа. Также важно увидеть, как трансформировались сами вопросы, поскольку постановка нового вопроса и есть знак развития науки. Соотнесение существующих подходов важно для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.

Описание хода исследования. В статье анализируются различные подходы к исследованию и развитию творческих способностей: В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко, В.Н. Дружинина, Л.Ф. Обуховой. Выделяются общие и специфические характеристики трактовки детского творчества в разных подходах культурно-исторической традиции. Проведенные исследования соотносятся с вопросами о творческом характере психики человека и о детском творчестве, поставленными Л.С. Выготским.

Результаты исследования. В статье делается вывод, что при всем различии подходов, появившихся в логике культурно-исторической традиции, их объединяет представление о ресурсности дошкольного детства и важности образовательных усилий, направленных на поддержание «ростков творчества». В отечественных исследованиях ставится вопрос о средствах творческих способностей, позволяющих преобразовывать наличную ситуацию (диалектических структурах и символе), а также об аффективно-волевой составляющей творческого процесса – умении обнаруживать задачу. Все это отличает концепции, родившиеся в рамках культурно-исторического подхода, от теории креативности Дж. Гилфорда и Э. Торранса. При этом указывается на то, что детские деятельности (игра, сочинение историй, экспериментирование и т.д.) все еще редко рассматриваются в исследованиях как контекст проявления творческих способностей.

Заключение. В статье делается вывод о важности проведения новых исследований, и констатирующих, и лонгитюдных, которые позволят сделать следующие шаги в понимании того, каким образом в детских видах деятельности происходит освоение средств развития творческих способностей и как это сказывается на становлении творческих способностей в последующих возрастах.

Фрагмент статьи

Проблематика творчества имеет принципиальную важность для современного дошкольного образования. Обыденные представления о детском творчестве до сих пор противоречивы: есть тенденции или во всех детских действиях, включая «неумелости», видеть проявления творчества (необычный для взрослого прочитывается как «творческий»), или считать творчество возможным только для взрослых, создающих шедевры и совершающих открытия. Для развивающего образования оба взгляда одинаково губительны: в первом случае создавать условия для поддержки дет­ского творчества необязательно (и так дети все время делают что-то непривычное, с точки зрения взрослых), во втором – бессмысленно (надо оставить их на потом).

Для работ Льва Семеновича Выготского роль творчества в психическом развитии человека не просто является важнейшей, но и представлена в разных разворотах. Возможно, именно этим объясняется та «цветущая сложность» исследовательских моделей, которая существует в российской психологии детского творчества. Из точки «сего дня» важно посмотреть, какие ответы на вопросы, поставленные Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, что так и осталось без ответа и как трансформировались сами вопросы – ведь постановка нового вопроса и есть знак развития науки.

Развитие понятий носит сложный, нелинейный характер: одни и те же феномены могут вписываться в разные понятийные структуры и моделироваться по-разному в эмпирических исследованиях разных подходов. Задача этой статьи – соотнесение существующих подходов, создание ситуации диалога и взаимообращенности, которая может оказаться плодотворной для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.

Ключевые вопросы психологии творчества в работах Л.С. Выготского

Творчество как базовая характеристика сознания

В работах Л.С. Выготского мы обнаруживаем два разных измерения, в которых рассматривается творчество: в первом оно предстает базовой характеристикой человеческого сознания, во втором – рассматривается более узко, как деятельность воображения, одного из познавательных процессов.

Идея принципиальной возможности и даже необходимости творчества в психической жизни человека проступает уже в одной из первых фундаментальных работ Выготского – в «Психологии искусства» (как отмечают многие исследователи, уже в ней содержатся многие прорывные идеи, развернутые уже в позднейших исследованиях). Произведение искусства в этой работе выступает как наиболее полное выражение феномена культуры, и именно на нем Выготский показывает, что сама конструкция культуры предполагает творческий шаг воспринимающего человека, а сам этот творческий шаг является наиболее сущностным человеческим проявлением. «Встроенное» в любое произведение искусства противоречие (между формой и содержанием, фабулой и сюжетом, ритмом и рифмой и т.д.) создает возможность (пусть далеко не всегда реализующуюся) творческого действия читателя или зрителя как единственно адекватного: сама конструкция текста – словесного, архитектурного или любого другого – предполагает не механическое восприятие, но творческий акт. Он указывает, что метафора семени, которое не положили в мешок, а посадили в землю, наиболее точно отражает взаимодействие произведения и психики человека (Выготский, 1987). Таким образом Выготский, как позднее сформулируют В.В. Давыдов и В.Т. Кудрявцев, разрушает непроходимую стену между освоением культуры и порождением культуры (Давыдов, Кудрявцев, 1996).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Алексеенкова Е.Г. Феномен надситуативности в процессе решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2000.
2. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2006.
3. Бибихин В.В. Детский лепет // Слово и событие. – М., 2001.
4. Богоявленская Д.Б. Культурно-исторический подход к проблематике творчества // Культурно-историческая психология. – 2007. – Т.3. – №3. – С. 67–71.
5. Богоявленская Д.Б. Творчество как предмет психологической антропологии // Исследователь / Researcher. – 2018. – №1–2 (21–22).
6. Брофман В.В. Развитие детских видов деятельности // Деятельностный подход в образовании. Вып. 2. – 2019.
7. Веракса А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников: автореф. дис. ... д-р психол. наук: 19.00.07. – М., 2014.
8. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.
9. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т.15. – №3. – С. 4–12. doi:10.17759/chp.2019150301
10. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 14–27.
11. Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. – С. 129–148. doi:10.17759/chp.2016120308
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Перспектива,
2020. – 125 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика. – 1982. – 503 с.
15. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244–268.
16. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
17. Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Совре­менное дошкольное образование. – 2020. – №2(98). – С. 28–37.
DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
18. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019. – No6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
19. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Академия, 2006. – 222 с.
20. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. – 1997. – №1. – С. 3–18.
21. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. – 197 с.
22. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2004.
23. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2000.
24. Завершнева Е.Ю. «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // НЛО. – 2007. – №3.
25. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. – М., 1964. – С. 224–277.
26. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Воображение и творчество: культурно-исторический подход [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т.11. – №1. – С. 1–11. doi:10.17759/psyedu.2019110101
27. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: автореф. дис. ... д-р психол. наук: 19.00.07. – М., 1996.
28. Крашенинников Е.Е. Самоактуализация человека в процессе развития диалектического мышления / Вопросы диалектической психологии: курс лекций. – М.: МГПУ, 2017. – С. 28–41.
29. Крылова Н.Б. Как вырастить архитектора собственной жизни, или Конструирование, строительная и режиссерская игра у дошкольников. – СПб.: Образовательные проекты. – 2020. – 250 с.
30. Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы // Психологический журнал. – 1997. – №1.
31. Кудрявцев В.Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели. Интернет-доклад. – 2004. https://tovievich.ru/book/voobragenie/5543-kreativniy-potentsial-rebenka-opit-postroeniya-teoretikoeksperimentalnoy-modeli-ii.html
32. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 113–120.
33. Кудрявцев В.Т. Творчество с позиций культурно-исторической психологии / Психология творчества и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20–21 апреля 2018 г. Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – М.: МПГУ, 2018.
34. Кудрявцев В.Т., Алексеенкова Е.Г., Ура­залиева Г.К. Орудийность и креативность: опыт логико-психологического анализа проблемы (к критике идеи выбора) // Логика, методология, философия науки. Т.4. – М., 1995.
35. Лифанова Т.М. Полная библиография трудов Льва Семеновича Выготского // Вопросы психологии. – 1996. – №5. – С. 137–157.
36. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
37. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.К., Чубук Н.А. Истоки и специфика дет­ского художественного творчества. – М., 2014.
38. Неустроева Е.А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики: дошкольный и младший школьный возраст: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2014.
39. Новлянская З.Н. О словесном творчестве дошкольников // Искусство в школе. – 2019. – №1. – С. 14–19.
40. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. А.И. Булычевой. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. – 173 с.
41. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. – М.: МГУ, – 1994.
42. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. – СПб.: Питер. – 2003. – 160 с.
43. Поддьяков Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника // Исследователь/Researcher. – 2009. – №2.
44. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990.
45. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2000.
46. Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей
с различным уровнем креативности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. – М., 1998. – 276 c.
47. Трифонова Е.В. Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. – М., 2006. – 27 с.
48. Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 1994. – 136 с.
49. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 1994.
50. Хекман Дж.Дж., Мун С.Х., Пинто Р., Савельев П. А., Явиц А. Экономическая отдача от дошкольного образования детей из неблагополучных семей: уроки программы «Хайскоуп Перри» // Финансы и бизнес. – 2010. – №3.
51. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: Авторский клуб, 2015. –
432 с.
52. Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С. 14–21.
53. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. –
М.: Столетие, 1997 – 480 с.
54. Чурбанова С.М. Идеи Л.Ф. Обуховой о развитии креативности детей // Национальный психологический журнал. – 2019. – №2(34). – С. 19–24. doi: 10.11621/npj.2019.0204
55. Чурбанова С.М., Корягина Н.А. Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения младших школьников (экспериментальное исследование) // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2009. – №7. – С. 97–119.
56. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С. 57–67.
57. Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфилова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С. 46–57.
58. Шиян О.А., Копасовская С.К., Цюпко Г.М. Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрасте: возрастные различия и возможности развития. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – №3 (45). –
С. 40–58.
59. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997.
60. Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Зададаев С.А., Шиян И.Б. Разработка и апробация шкалы оценки условий развития игровой деятельности детей в дошкольных группах // Современное дошкольное образование. – 2020. – №6(102). – С. 21–31. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10087
61. Amabile T.M. (1982). Social psychology of creativity: A consensual assessment technique. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 997–1013. doi:10.1037/0022-3514.43.5.997
62. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. NY, 1967.
63. John-Steiner V. & Moran S. (2012). Crea­tivity in the making: Vygotsky’s contemporary contribution to the dialectic of development and creativity. Oxford Scholarship Online. doi:10.1093/acprof:oso/9780195149005.001.0001
64. Cremin T.; Burnard P. & Craft A. (2006). Pedagogy and Possibility Thinking in the Early Years. Thinking Skills and Creativity, 1(2) pp. 108–119.
65. Karmiloff-Smith А. (1990) Constraints on representational change: Evidence from children’s drawing. Cognition Volume 34, Issue 1, January 1990, Pages 57-83 https://doi.org/10.1016/0010-0277(90)90031-E
66. Kaufman J. & Beghetto R. (2009). Beyond Big and Little: The Four C Model of Creativity. Review of General Psychology – REV GEN PSYCHOL. 13. 10.1037/a0013688
67. Lubart T.I., Zenasni F. & Barbot B. (2013). Creative potential and its measurement. International Journal of Talent Development and Creativity, 1(2), 41–51.
68. Marcon R.A. (2002) Moving up the grades: Relationship between preschool model and later school success. Early Childhood Research & Practice, 4(1).
69. Sylva K., Melhuish E.C., Sammons P.
Siraj I. & Taggart, B. (2008). Final Report from the Primary Phase: Pre-school, School and Family Influences on Children’s Development during Key Stage 2
(7–11). Nottingham: DCSF Research Report 61 / Institute of Education, University of London.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

культурно-исторический подход, творческие способности дошкольников, воображение, творческое мышление, диалектическое мышление, символ, деятельность