ISSN 1997-9657
       

Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду

Аннотация

В статье описываются теоретические основы образовательного проекта «Превращения», направленного на развитие диалектического мышления у дошкольников и базирующегося на «принципе участия» ребенка в образовательном процессе. Диалектическое мышление понимается как продуктивное оперирование противоположностями, позволяющее человеку, с одной стороны, понимать мир как становящийся, развивающийся, а с другой – создавать новый творческий продукт. В статье описаны ключевые моменты проекта: диалектические структуры развивающегося мира как содержание образования, диалектическая задача, принцип участия ребенка. Рассматривается специфика реализации «принципа участия ребенка» в рамках проекта «Превращения»: освоение ребенком когнитивных средств, необходимых для осмысления процессов развития и, в частности, собственной жизни: при прогнозировании, планировании и рефлексии.

Фрагмент статьи

Изменения, которые происходят в образовании, переориентация на включение детей и взрослых в life-long-learning, понимание важности активного субъектного отношения к собственному образованию затронули и дошкольную сферу. Более того, в последние десятилетия произошло подлинное открытие ресурсности дошкольного образования, его важности для всего последующего развития человека. Специалисты по раннему образованию говорят, что на наших глазах идет смена парадигм: ключевой вектор изменений можно обозначить «ребенок как субъект своего образования» (Woodhead M., 1999; Паскаль К., Бертрам Т., 2015, Бухараева Л., 2001) . В принятой ООН в 1989 г. «Конвенции о правах ребенка» в статье 12 провозглашается, что ребенок должен рассматриваться не только как объект ухода и обучения, но и как человек, который имеет право выражать свое мнение по затрагивающим его вопросам. Это заявление отражало уже созревшие к тому моменту представления о большом потенциале ребенка как участника образовательного процесса, однако даже спустя 10 лет известный исследователь Woodhead Martin отмечал, что этот тезис продолжает оставаться вызовом для образовательного сообщества, настолько непросто воплотить его в жизнь (Woodhead M., 1999).

В этом контексте оказались крайне востребованными идеи Л.С. Выготского о социокультурном характере детства, о том, что возрастные особенности во многом являются не натуральными, а культурными феноменами (Выготский Л.С., 2004). Это означает, что кажущиеся незыблемыми традиции дошкольного образования (в частности, отношение к ребенку как некомпетентному, непроизвольному, нуждающемуся во внешних регуляциях существу) сложились во вполне конкретных условиях и могут быть пересмотрены.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование. – 2001. – №2.
2. Бухараева Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование в России. – 2001. – №3.
3. Башляр Г. Новый рационализм. – М.: Прогресс, 1987. – 376 с.
4. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Автореферат на соискание уч.ст. канд. психол. наук. – М., 2006.
5. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых //Педагогический журнал Башкирии. – 2011. – №2. – С. 50–58.
6. Бренифье Оскар. Философия в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №6.
7. Бренифье Оскар. Философская практика с ребенком // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №2.
8. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
9. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
10. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. – 2010. – №2.
11. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Струк­турно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. – 2000. – №1.– С. 34–43.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2004.
13. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2013.
14. Зинурова Р.Р. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. – М., 1995.
15. Крашенинников Е.Е. Творчество и диа­-
лектическое мышление // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – № 4. – С. 42–49.
16. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М., 2012.
17. Крашенинников Е.Е., Бело­луц­кая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И.,
Горохов С.В., Шиян И.Б. Диа­гности­ка диалектического мы­шления: учебно-методическое пособие / Отв. ред. Е.Е. Крашенинников. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
18. Паскаль К., Бертрам Т. При­слушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №1. – С. 68.
19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Гном и Д, 1999. – 80 с.
19. Реутский С.М. Физкультура про другое. – М.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006.
20. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук: 19.00.07: – М., 2000.
21. Фтенакис В.Э. Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 58–65.
22. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. –
№3. – С. 329–332.
23. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. – М., 1995.
24. Шиян О.А. Диалектическая задача для дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №4.
25. Шиян О.А. Циклические представления как средство отражения процессов развития у старших дошкольников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – №4 (30). – С. 98–113.
26. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Кра­шенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2 (54). – С. 22–33.
27. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. – 2005. – №1. – P. 47-63.
28. Bertram T., Pascal C. 2. Effective Early Learning Programme Child Involvement Scale http://www.littlestarnursery.co.uk/wp-content/uploads/2014/05/leuven-scales.pdf
29. Clark, A. (2005) ‘Ways of seeing: using the Mosaic approach to listen to young children’s perspectives’, in Clark, A., Kjшrholt and Moss, P. (eds.) Beyond Listening. Children’s perspectives on early childhood services. Bristol: Policy Press, pp. 29–49.
30. Einarsdуttir J. Research with children: methodological and ethical challenges European Early Childhood Education Research Journal Vol. 15, No. 2, June 2007.
31. Emilson A. & Samuelsson Pramling I. Documentation and communication in Swedish preschools Early Years, 2014, Vol. 34, No. 2, 175–187, http://dx.doi.org/10.1080/09575146.2014.880664.
32. Laevers F. Deep-level-learning and the Experiential Approach in Early Childhood and Primary Education.
33. Listening to Young Children in Lincolnshire, 2007.
34. Samuelsson Pramling I. Sheridan S. and Williams P. Five preschool curricula– Comparative perspective International Journal of Early Childhood, 2006, Vol.38, 1, 11-30.
35. Siraj-Bletchford I. Creativity, Commu­nication and Collboration: the identification of Pedagogic Progression in Sustained Shared Thinking// Asia Pasific Journal of Research in Early Childhood Education, 2007, Vol.1 N 2, pp. 3-23.
36. Singer E., Nederend M., Penninx L., Tajik M., Jan Boom The teacher’s role in supporting young children’s level of play engagement, Early Child Development and Care// Early Child Development and Care , 2013.
37. Shiyan I.B. Development of Ability of Pre-school Children to Reflect Possible Relations//Behavioral Sciences 146 (2014) 319 – 322.
38. Woodhead, Martin (1999). Towards a global paradigm for research in early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal, 7(1) pp. 5–22.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, принцип участия ребенка, диалектическое мышление, творческое мышление, диалектическая задача