ISSN 1997-9657
       

Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования

Аннотация

Одной из ключевых проблем большинства современных программ повышения квалификации является их ориентация на овладение отдельными знаниями и технологиями, вместо создания условий для развития самих педагогов, в частности их критического мышления и рефлексии, в то время как именно рефлексия позволяет педагогу качественно изменить образовательный процесс, одновременно удерживая в фокусе как детские интересы и способности, так и задачи культурного развития.

В статье анализируются отечественные и зарубежные подходы к пониманию рефлексии, предлагается модель рефлексивного профессионального действия. В качестве средств развития рефлексии у педагогов авторы, следуя логике культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий), рассматривают наглядную модель результатов детского развития, наглядную модель профессионального действия, модель рефлексивного выхода, позиции «защитника», «критика» и «голоса ребенка». Освоение этих средств легло в основу специально разработанной программы повышения квалификации для дошкольных педагогов, в рамках которой педагогам предлагаются следующие задачи: погружения в детские виды деятельности, анализ видео (собственной и чужой практики), создание «Навигаторов». В статье также представлен инструмент изучения рефлексивного наблюдения «Профессиональные очки», позволяющий оценить такие аспекты рефлексивного действия, как умение ориентироваться на задачи детского развития, умение наблюдать за детьми и умение видеть причинно-следственную связь между действиями педагога и поведением и эмоциями детей.

В приложении к статье сформулированы основные этапы и принципы построения программы, направленной на развитие рефлексии у педагогов.

Фрагмент статьи

Постановка проблемы

При всем разнообразии направлений развития современного образования некоторые общие тенденции просматриваются особенно отчетливо, причем касаются они всех ступеней образования. Еще в значимом документе DeSeCo Background Paper (Definition and selection of competencies, 2001) говорилось, что школа должна способствовать «развитию такого набора ключевых компетентностей, которые будут иметь первостепенное значение для успешной жизни и эффективного участия в различных сферах жизни – в том числе в экономической, политической, социальной и семейной сферах, общественных и частных межличностных отношениях и личностном развитии». Одновременное удержание этих двух векторов – освоения культурных средств и развития личности, индивидуальности – важная общая тенденция современного образования.

Для решения таких задач принципиально важно, чтобы деятельность педагогов носила рефлексивный характер: строилась не по заранее заданному алгоритму без учета конкретной ситуации, а на основе обратной связи, с учетом реакций, отношений и индивидуальных особенностей детей. Педагог должен удерживать и логику разворачивания предмета (которая, разумеется, может быть разной в разных подходах), и ситуации конкретной группы (или класса) и конкретного ребенка. При этом анализ современных программ и практик подготовки педагогов показывает, что часто они ориентированы на освоение именно алгоритмов профессиональных действий, «методик», в которых акцент делается прежде всего на логике освоения предмета, но не на построение действия с учетом интересов и возможностей ребенка. В связи с этим возникает необходимость выявить структуру рефлексивного педагогического действия и способы его развития.

Понятие педагогической рефлексии в зарубежных и отечественных исследованиях

Понятие рефлексии как особой активности субъекта, направленной на осознание собственного опыта, было введено Дж. Локком. Важно отметить, что уже в работах Фихте и Гегеля рефлексия начинает рассматриваться как инструмент не просто самоанализа, но развития, который необходим для того чтобы преодолеть складывающиеся стереотипы. Как отмечает Н.Г. Алексеев, «рефлексия оказалась связанной не столько с опытом, сколько со свободой от него» (2002). Это принципиальное положение, поскольку оно определяет роль рефлексии как способа фиксации неизбежно возникающих в ходе развития противоречий и постановки проблем.

Понятие «педагогической рефлексии» восходит к работам Дж. Дьюи (1910, 1966). Дж. Дьюи (1910) понимал рефлексию как особую форму мышления и выделял две стороны в деятельности педагога: «рутинную» (деятельность под влиянием традиций и внешних обстоятельств) и «рефлексивную» (деятельность, продиктованную необходимостью решить проблему и предполагающую осмысление оснований своих действий). Согласно Дьюи, рефлексия требует особого времени после совершения какого-либо действия. Среди основных элементов рефлективного действия Дьюи выделяет возникновение сомнения, «состояния нерешимости» и следующий за этим процесс исследования, в ходе которого изначальное мнение отрицается или подтверждается. Позицию рефлексирующего Дьюи сравнивает с «человеком на дереве», иными словами, рефлексия позволяет занять некую точку вовне, обрести «общий взгляд» и рассмотреть событие в более широком контексте, увидеть, как разные факты соотносятся между собой. Результатом рефлексии является знание о знании и его практическом применении.

Список литературы

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и реф­лексивное мышление // Развитие личности. –
2002. – №2. – С. 85–102.
2. Булин-Соколова Е. И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – № 3. – C. 207–225.
3. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С. Реф­лексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего // Наука и школа. – 2015. – №6.
4. Веракса Н.Е. Предисловие // Л.С. Вы­готский. Психология. – М., 2000.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.:
в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – С. 5–328.
6. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
7. Зарецкий В.К., Гордон М.М. О воз­­мож­ности индивидуализации образо­ва­тель­ного процесса на основе рефлексивно-дея­тельностного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и об­ра­зование. – 2011. – №3. – С. 19–26.
8. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – №2
9. Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении – сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. – 2015. – Том 11. – № 3. С. 44–63. doi:10.17759/chp.2015110305
10. Обухов А.С. Модернизация педа­гогического образования на основе идей культурно-исторической психологии Л.С. Вы­гот­ского // Проблемы современного образования. – 2017. – №4.
11. Титце В., Дитрих И., Гренер К., Ханиш А., Маркс Ю. Оценка и развитие качества дошкольного образования / Под ред. С. Фирникель [пер. с нем.] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 208 с.
12. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее
проблемы // Рефлексивные процессы и управ­ление. – 2001. – №1.
13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия (фраг­мент работы «Коммуникация, деятельность, рефлексия» / Исследование речемыслительной деятельности, – Алма-Ата, 1974.
14. Archer, J. (2017) The power of trained eye. URL: https://www.aft.org/ae/fall2017/archer
15. Boud, D., Keogh, R. & Walker, D. (1985).Reflection: Turning experience into learning. London: Kogan Page.
16. Boyd, E.M., & Fales, A.W. (1983). Reflective learning: Key to learning from experience. Journal of Humanistic Psychology, 23, 99-117.
17. Calderhead, J. , Gates, P. (1993) (eds.) Conceptualizing Reflection in Teacher Development. London: Falmer Press.
18. Coffey, A. M. (2014). Using Video to Develop Skills in Reflection in Teacher Education Students.Australian Journal of Teacher Education, 39(9). http://ro.ecu.edu.au/ajte/vol39/iss9/6.
19. Colwell J., Beaumont H., Bradford H., Canavan J., Cook E., Kingston D. et al. (2015) Reflective teaching in early education. 1 ed. Bloomsbury Academic. 416 p.
20. Costa А., Kallick B. (2008) Learning and Leading with Habits of Mind. URL: http://www.ascd.org/publications/books/108008/chapters/Learning-Through-Reflection.aspx.
21. Definition and selection of competencies. OECD/SFSO/DeSeCo Background Paper// 2001.
22. Dennison, Paul (2010).Reflective practice: The enduring influence of Kolb’s Experiential Learning Theory. Compass: Journal of Learning and Teaching. 1. 10.21100/compass.v1i1.12
23. Dewey, J. (1910). How We Think. Lexington, MA: D.C. Heath and Company. https://doi.org/10.1037/10903-000
24. Dewey, J. (1966). Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: Free Press. 378 p.
25. Doan L. K. (2013) Mentoring: A Strategy to Support Novice Early Childhood Educators/ Canadian children – Vol. 38 No. 2. p. 21-24.
26. Doan L.K. (2016) The Early Years: Beginning Early Childhood Educators’ Induction Experiences and Needs in British Columbia / Journal of childhood studies, vol. 41 No 2, p. 43-54.
27. Kolb, D.A. (1984) Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, New Jersey: Englewood Cliffs, Prentice-Hall.
28. Lefebvre, J. (2013) In support of the development of reflection. URL: http://aqpc.qc.ca/
29. Liston D.P., Zeichner Z.M. (1987) Reflective teacher education and moral deliberation. Journal of Teacher Education, 38 (6), pp. 2-8.
30. Lampert Shepel E. The Dialogic Nature of Reflective Praxis: A Cross­Cultural Study of Teachers’ Reflective Actions in Russian and American Dewey Schools
31. Lampert Shepel E. (1999) Reflective Thinking in Educational Praxis: Analysis of Multiple Perspectives// Educational Foundations, Summer.
32. Parsons, M., & Stephenson, M. (2005). Developing reflective practice in student teachers: Collaboration and critical partnerships. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 11(1), 95–116
33. Pavia, L., Nissen, H., Hawkins, C., Monroe, M., & Filimon-Demyen, D. (2003). Mentoring early childhood professionals. Journal of Research in Childhood Education, 17(2), 250–260.
34. Peeters, J., Vandenbroeck, M. (2011) Childcare practitioners and the process of professionalization. In L. Miller and C. Cable Professionalization, leadership and management in the early years. London: Sage publications Ltd.
35. Pirard F. (2013) Knowledge about how to work with young children in ECEC: Constructing practice on evolutionary knowledge in ECEC. URL: https://www.researchgate.net/publication/271844600
36. Raban B., Nolan A., Waniganayake M., Ure C., Deans J.and. Brown R. Empowering practitioners to critically examine their current practice/ Journal of Australian Research in Early Childhood Education, Volume12 issue 2, 2005
37. Schon, D.A. (1996). Educating the reflective practitioner: Toward a new design for teaching and learning in the professions. San Francisco: Jossey-Bass, Inc.
38. Sheridan, S. (2000). A comparison of external and self evaluations of quality in early childhood education. Early Child Development and Care, 164, 63-78
39. Snoeyink, R. (2010). Using Video Self-Analysis to Improve the “Withitness” of Student Teachers. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 26(3), 101-110
40. Steffy, B.E. & Wolfe, M.P. (1997). The Life Cycle of the Career Teacher: Maintaining excellence for a lifetime. West Lafayette, Ind: Kappa Delta Phi International Honor Society in Education.
41. Thornton, K. (2015) The impact of mentoring on leadership capacity and professional learning. In C. Murphy & K. Thornton (Eds.) Mentoring in early childhood education: a compilation of thinking, pedagogy and practice. Wellington: NZCER.
42. Williams, P.L. (1998). Using theories of professional knowledge and reflective practice to influence educational change. Medical Teacher 20. 1: 28-34.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

рефлексия, профессиональное развитие, средства рефлексии, педагогическое дейст­вие, педагогическое наблюдение