ISSN 1997-9657
       

Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфилова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников

Аннотация

В статье анализируются взаимосвязи между различными аспектами когнитивного развития: формально-логическим мышлением, диалектическим мышлением, воображением и циклическими представлениями. Полученные результаты исследования позволяют говорить о существовании двух пар взаимосвязей, которые условно могут быть названы «нормативным кластером» (циклические представления и формально-логическое мышление) и «кластером преобразования» (действие опосредствования и образ-включения воображения). Это означает, что понимание окружающего мира и создание нового оказываются не альтернативными, а взаимодополняющими задачами, а диалектическое мышление выступает как психологический механизм понимания закономерностей и создания нового. В статье делается вывод о том, что наиболее важным содержанием образования должны быть процессы развития в окружающем мире. Но творческое мышление при этом будет развиваться в том случае, если процессы развития будут предъявляться детям как задача, которую надо решить, а не как информация, которую надо усвоить. Тогда ребенок будет одновременно постигать и окружающий его мир и учиться творить в нем.

Фрагмент статьи

Проблема образовательных результатов для дошкольного образования имеет особое значение. Развитие дошкольников вариативно и неравномерно, поэтому ожидать точно фиксированных показателей развития ребенка в определенном возрасте нельзя. Именно по этой причине при переходе в школу дети не проходят аттестацию. Однако поскольку в целом ряде исследований было доказано влияние качественного дошкольного образования на последующую учебную успешность детей (Баркер В., 2015; Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & Welcomme W., 2014; Shiyan O.A., Shiyan I.B., Bochkina E.V., 2016), вопрос об образовательных результатах дошкольных программ становится еще более острым. Важно понять, на какие именно цели надо ориентироваться в работе самим педагогам.

Анализ образовательных программ для дошкольников показывает, что в познавательной сфере в качестве образовательных результатов часто вперемешку указываются как мыслительные действия, имеющие универсальный характер (классификация, сравнение), так и знания, которые относятся к общей осведомленности (съедобные и ядовитые грибы, дикие и домашние животные). Отсутствие ясности в этой сфере приводит к тому, что для педагогов смешиваются задачи психического развития (которое обеспечивает формирование универсальных структур, способных актуализироваться на разном содержании) и задачи передачи знаний.

Одним из самых интересных является вопрос, как могут решаться задачи развития формально-логического и творческого мышления в рамках образовательной программы. В сложившейся образовательной практике развитие творческого мышления признается актуальной, но все же второстепенной задачей когнитивного развития. Это справедливо и в отношении дошкольного возраста, где на первый план выходит постепенное становление конкретных операций – сериации, классификации, счета, причинно-следственных связей и пр. (это показывает анализ и целевых ориентиров ФГОС ДО, и анализ результатов, описанных в программах дошкольного образования). При такой постановке вопроса развитие творческого мышления обречено оставаться уважаемой, но все же периферийной линией в образовательном процессе.

Важно понять, как соотносятся различные параметры когнитивного развития: являются ли они отдельными и независимыми линиями в развитии или связаны между собой, выступают в качестве средств по отношению друг к другу и т.д. Это позволит задать ясные ориентиры для педагогов и точнее выстроить работу с детьми.

Список литературы

1. Баркер В. Влияние дошкольного образования на детское развитие: результаты лонгитюдного исследования «Условия эффективного дошкольного, начального и среднего образования» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 28–37.
2. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Автореферат на соискание уч.ст. канд.психол.наук. – М., 2006.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 14–25.
4. Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, №2. – С. 44–54
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
6. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
7. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Струк­турно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. – 2000. – №1. – С. 34–43.
8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сенюко-ва З.В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. – 2017. –
№1(39). – С. 45–54.
9. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диа­лектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. – 2014. – №20(142). – С.37–62.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз,
1997. – 96 с.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
12. Ильенков Э.В. Диалектическая логи-ка. – М., 1984.
13. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К.,
Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие. / Отв. ред.: Е.Е.Крашенинников Е.Е. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
14. Крашенинников Е.Е. Психоло­ги­ческие взгляды Фомы Аквинского: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01: – М., 2002.
15. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров – M.: Языки русской культуры, 1996. – 464 c.
16. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника // Под редакцией Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспита­ния Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
17. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2000а.
18. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: текст диссертации. – М., 2000б.
19. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 329–332.
20. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – №1. – C. 34–43.
21. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как дети отражают процессы развития в мире? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014а. – №9. – С. 36–45.
22. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014б. – №10. – С. 46–55.
23. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Кра­ше­нин­никова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 22–33.
24. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. 2005. №1. P.47-63.
25. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. No 16. P. 346–370.
26. Sylva, K., Melhuish, E., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., & Taggart. B. (2004). The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12. London: Department for Education / Institute of Education, University of London.
27. Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & Welcomme W. (2014) Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students’ educational and developmental outcomes at age 16 Department for Education Research Report RR354. URL: http://www.ioe.ac.uk/Research_Home/16-Influences-Students-GCSE-Attainment-Progress-RR.pdf
28. Shiyan O.A., Shiyan I.B., Bochkina E.V. Development of cyclic representations of senior preschoolers// Procedia – Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 274 – 279.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, диалектическое мышление, творческое мышление, формально-логическое мышление, процессы развития