ISSN 1997-9657
       

Палмер Cью. Школа выживания (Статья из журнала «EYE – Early Years Educator»)

№1 2007 Палмер Cью. Школа выживания (Статья из журнала «EYE – Early Years Educator»)
Полный текст

Из всех данных, полученных в ходе моего исследования для написания книги «Отравленное детство», наиболее содержательным, как с точки зрения психологии и педагогики, так и с позиции биологии и нейрофизиологии, оказалось изучение стилей воспитания детей. Поверьте, если бы я знала все это раньше, я была бы гораздо лучшей матерью для моей дочери! Ученые выделяют четыре основных стиля воспитания, в зависимости от следующих двух показателей, применяемых родителями при общении с малышами: теплота и строгость. Под теплотой понимается любовь и поддержка, получаемые ребенком; под строгостью – степень контроля над жизнью малыша.

Авторитетные родители

Исследования показывают, что в современном мире наиболее эффективным является авторитетный стиль воспитания. Родители, применяющие его, тепло общаются с ребенком, проводят с ним много времени, уделяют ему достаточно внимания, выслушивают и помогают решить ту или иную проблему, предоставляя при этом по мере необходимости самим принимать решения. Такие родители строго соблюдают правила, обеспечивающие безопасность и комфорт малыша: например, они соблюдают четкий режим приема пищи ребенком, следят, чтобы ребенок вовремя ложился спать, ограничивают время просмотра малышом телевидения и т.д. Успешный баланс между теплотой и строгостью обеспечивает развитие самостоятельности, не подавляя при этом инициативы и уверенности в себе. Дети, воспитанные в таких условиях, хорошо учатся в школе, у них много друзей, они счастливы и успешны в жизни.

Авторитарные родители

Родители, которые применяют авторитар­ный стиль воспитания, являются сторонниками жест­кой руки. Они держат детей в строгости и при этом не проявляют большого тепла. Они устанавливают правила без какого-либо предварительного обсуждения, не обращая внимания на точку зрения ребенка. Результатом такой воспитательной стратегии становятся послушные дети. При этом они, как правило, обладают низкой самооценкой. Впоследствии при ослаблении родительского контроля это может привести к проблемам в поведении. Таким детям сложно самим принимать решения, они идут на поводу у других.

Потворствующие родители

Стиль воспитания, при котором родители относятся к своим детям с большой теплотой, не проявляя при этом достаточной строгости, специалисты называют потворствующим. Мамы и папы постоянно удовлетворяют капризы малышей, позволяют им делать все что заблагорассудится, ни в чем их не ограничивают. Они ставят их интересы выше интересов других людей и, не вдаваясь в ситуацию, всегда встают на защиту своих детей.

Такие дети ощущают себя любимыми и уверенными в себе, но в то же время в школе, как и в общении со сверстниками и взрослыми, не достигают особых успехов. Исследования показывают, что в подростковом возрасте дети из подобных семей в большей степени, чем остальные сверстники, склонны употреблять наркотики и алкоголь. Им трудно принять тот факт, что мир не является их единоличной собственностью.

Попустительские родители

Родители, которым не хватает ни теплоты, ни строгости для установления соответствующих рамок поведения в общении с малышом, исповедуют попустительский стиль воспитания. Ребенок, выросший в такой семье, обычно не уверен в себе, и ему трудно найти общий язык с окружающими.

Что это значит – быть хорошим родителем

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лучше всего придерживаться авторитетного стиля воспитания. Так почему же лишь немногие взрослые применяют его по отношению к своим малышам? Вероятно, потому, что воспитательный процесс не изолирован в рамках одной семьи, а зависит от общественных норм и правил.

В настоящее время в нашем обществе утрачена система моральных ценностей. Если провести аналогию, что общество подобно родителю во взаимодействи со своими гражданами, то в данном случае стиль общения граждан и общества изменился от авторитарного до попустительского. Еще не так давно правила поведения были весьма строгими: церковь, структура социальных групп и сохранявшиеся на протяжении многих поколений нормы общественной морали давали четкое руководство по жизни, не оставляя никаких белых пятен.

Процесс демократизации, который сначала медленно набирал обороты, а теперь несется с космической скоростью, практически разрушил прошлый свод законов: с развитием телевидения уменьшилось уважение к традиционным авторитетам; социальные отношения даже между представителями таких традиционно полярных статусных ролей, как ученик и учитель, стали более неформальными; религиозные традиции становятся все менее значимыми. Пожалуй, единственной неоспоримой ценностью для человека в современном мире становится собственная самореализация.

Стили воспитания

Стили воспитания пережили те же изменения, что и наше общество. Современные родители считают, что авторитетный стиль воспитания старомоден, хотя на самом деле им просто не хватает ориентиров, чтобы противодействовать современным негативным тенденциям, происходящим в обществе. Они следуют моде и все больше склоняются к потворствующему стилю воспитания. Они говорят: «В конце концов, в нашем обществе существует правило, согласно которому каждый (то есть и ребенок тоже) обладает собственными правами. Если все придерживаются принципа самореализации, то почему дети должны вести себя иначе? Почему они должны сидеть на месте, молчать, ограничивать себя в игре, чтобы не мешать какому-то незнакомцу?» Неудивительно, что в таком социальном водовороте авторитетные родители не в почете. Современным родителям не хватает знаний о потребностях ребенка, но в большей степени им не хватает уверенности в собственных ценностях. По моему мнению, именно раннее образование может быть инструментом, который поможет родителям прийти к авторитетному стилю воспитания.

Знание – сила

Очень важно обучать и информировать родителей, а не критиковать или наставлять их, чтобы вызвать чувство вины. Лучше всего предоставлять им факты – например, сколько нужно малышу спать, для чего необходима игра, что говорит наука о питании и т.д. Без такой информации родителям сложно выбрать правильные методы воспитания.

Мы, практические работники, можем создать условия для того, чтобы родители могли встретиться и обсудить свои проблемы. Сегодня многие семьи чувствуют себя изолированными, а изоляция (не имеет значения, физическая она или эмоциональная) не рождает уверенности. Такие встречи могут помочь решить конкретные вопросы, связанные, например, с воспитанием детей до детского сада. Для дошкольного работника большим испытанием является соблазн встать в позицию учителя и контролировать такие дискуссии. Помните, что главное – помогать, а не управлять, то есть быть равным парт­нером в общении с родителями. Мы не можем нести ответственность за то, как окружающие нас люди воспитывают своих детей и какие решения они принимают, все что мы можем сделать – помочь им встретиться и вселить в них веру в успех. Думаю, что этого достаточно.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.