ISSN 1997-9657
       

Штода О.Е. Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте

№09 2017 Штода О.Е. Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем  дошкольном возрасте
Аннотация

Исследование посвящено проблеме психологического здоровья, его структурных компонентов. Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое изучение взаимосвязи особенностей личностного отношения к природе и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. Было выдвинуто предположение о взаимозависимости особенностей перцептивно-аффективного компонента отношения к природе и отношений ребенка с собой в структуре психологического здоровья. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований проблемы психологического здоровья, описана и обоснована модель психологического здоровья как системы отношений личности, включающей отношения с собой и отношения с другими, а также отношения с миром, в том числе природным. Отличительной особенностью модели является значимость эмоционального контакта с природой и субъектное ее восприятие, наряду с диалогическим и эмоционально-значимым взаимодействием с миром людей. На основе предлагаемой модели разработана диагностическая программа по изучению особенностей психологического здоровья детей 5–7 лет, в том числе их личностного отношения к природе. Программа включает диагностические процедуры в форме беседы, вербального ассоциативного теста, проективного рисунка, а также методики, модифицированные автором с применением проективного метода с элементами материализации, описанного в детском тесте «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Бене, 1999). В эмпирических исследованиях приняли участие 156 детей двух возрастных групп – 5–6 лет и 6–7 лет. Было показано, что развитие перцептивно-аффективного компонента личностного отношения ребенка к природе достоверно взаимосвязано с его эмоциональным состоянием, характеристиками развития самосознания и социальным положением дошкольника в группе сверстников.

Фрагмент статьи

Введение

Теме здоровья в настоящее время уделяется большое внимание на различных уровнях – от бытового до научного и политического. Культура здорового образа жизни внедряется в жизнь людей на ценностном уровне. В то же время, до сих пор отсутствует однозначное определение содержания данного феномена, его структурных компонентов. Современные концепции психологического здоровья обращают наше внимание на то, что данное понятие включает одновременно развитие как внутренней, субъективной реальности, так и форм взаимодействия индивида с внешней средой. Исследования таких отечественных авторов, как С.Д. Дерябо, В.И. Панов, Л.П. Печко, В.А. Ясвин и др., наглядно иллюст­рируют роль субъект-субъектного взаимодействия ребенка не только со взрослыми или сверстниками, но и с природными объектами, в процессе формирования личности ребенка, основ его психологического здоровья. Данная проблема является недостаточно изученной в современной науке, в частности в отношении детей дошкольного возраста, что определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически изучить взаимосвязь особенностей личностного отношения к природе и психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия «психологическое здоровье» в концепциях зарубежных и отечественных психологов для определения теоретического контекста исследования и изучения состояния научной разработанности проблемы, операционализировать данное понятие применительно к дошкольному возрасту.

2. На основе изучения научно-психологической литературы разработать модель психологического здоровья ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить теоретический анализ личностного отношения к природе как компоненту психологического здоровья, с целью определения теоретической базы эмпирического исследования.

4. Провести эмпирическое исследование особенностей личностного отношения к природе как компоненту психологического здоровья детей 5–7 лет.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что особенности перцептивно-аффективного компонента личностного отношения к природе у старших дошкольников взаимосвязаны с особенностями отношений ребенка с собой как компонента психологического здоровья.

Список литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
2. Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т.11, №4(5). – С. 1195–1200.
3. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – №2. – С. 14–41.
3. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сб. статей / Сост. Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 30–35.
4. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т.20. – №2. – С. 63–69.
5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
6. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 5–11.
7. Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. – 2011. – №2. – С. 52–59.
8. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: дисс. … д‑р психол. наук. – М.: МГППУ, 2002. – 365 с.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. – 2000. – №4. – С. 52–66.
10. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. –
№3(20). – С. 17–21.
11. Захарова А.В. Генезис самооценки. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1998. – 135 с.
12. Калитеевская Е.С. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. –
С. 231–238.
13. Макарова Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: дисс. … канд. психол. наук. – Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2003. – 209 с.
14. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Лич­ностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. – 2013. – №1. – С. 94–101.
15. Михайлина О.А. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования // Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25–28 июня 2003 года. Т.5. – СПб., 2003. – С. 437–439.
16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 368 с.
17. Панов В.И. Экопсихология: Пара­дигмальный поиск. – М.; СПб.: Психологи­ческий институт РАО; Нестор-История, 2014. – 304 с.
18. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
19. Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 363 с.
20. Родионов В.А. Психология здоровья школьников: технология работы: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 56 с.
21. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 91–105.
22. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. – 1999. – №1. – С.36–43.
23. Тихонова Ю.В. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья младших школьников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Самара: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2013. – 22 с.
24. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 61–73.
25. Хухлаева О.В. Коррекция психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2003. – 184 с.
26. Хухлаева О.В. Психологическое здоровье как системообразующий фактор психологической службы в образовании // 3-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. – М.: Психологический институт РАО, 2003. – С. 186–188.
27. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. ... д-р. пед. наук. – М: МГППУ, 2001. – 299 с.
28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 143 с.
29. Штода О.Е. Диагностика особенностей развития компонентов экологического сознания детей в дошкольной образовательной организации // Региональный этап Международной ярмарки социально-педагогических инноваций: материалы участников ярмарки (Россия, Волгоград, 26 февраля 2016 г.) / Под ред. Т.Н. Матвиенко, Е.А. Момотовой. – Волгоград, 2016. – С. 414–416.
30. Штода О.Е. Диагностика психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в детском саду // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение процессов реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО: Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции (Россия. Волгоград, 23–24 апреля 2015 г.) / Сост. П.П. Кучега-
шева. – М.: Планета, 2015. – С. 161–168.
31. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. – 2004. – №6. – С. 18–33.
32. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ, IV: Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 4(15). – С. 87–101.
33. Экопсихология развития человека на разных этапах онтогенеза: коллективная моногра-фия / Под общ. ред. В.И. Панова и Ш.Р. Хисамбе-ева. – М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. – 384 с.
34. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. – 2000. – №1(21). –
С. 54–68.
35. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
36. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. – Chicago: Aldine Pub Co., 1969. – 320 p.
37. Diener E. Most people are happy // Psychological Science. – 1996. – Vol. 7. – P. 181-185.
38. Kahneman D. Well-being: The Foundation of Hedonic Psychology. – N.-Y.: Russell Sage Found, 1999. – 605 р.
39. Minkkinen J. The structural model of child well-being // Chil indicators research. – 2013. – Vol. 6(3). – P. 547-558.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

психологическое здоровье, самосознание, субъектность, эмпатия, субъект-
субъектное взаимодействие, личностное отношение к природе