ISSN 1997-9657
       

Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутисти­че­ского спектра

№1 2020 Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством  аутисти­че­ского спектра
Аннотация

«Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3–7 лет с РАС. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет.

Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РАС. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий простран­ства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РАС. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РАС.

Фрагмент статьи

Введение

«Границы Я» являются неотъемлемым феноменом субъективной жизни человека. Проявляясь в конфликтных ситуациях и как бы исчезая в спокойные периоды жизни, они обеспечивают нам успешную адаптацию и уверенную социализацию в социокультурном пространстве. Как показывают исследования, нормотипичные дети, благодаря имплицитному обучению, с той или иной степенью успешности «вливаются» в мир взрослых, занимая там устойчивое положение. Для детей с РАС социальное взаимодействие, способность прогнозировать чужое поведение представляет большие трудности, что позволяет отнести их к группе детей, наиболее психологически незащищенных в социальном пространстве (Gillberg, 1999, Happe, 1994, Wing, Gould, 1979, Манелис, 2000, Никольская и др., 2005, Сергиенко и др., 2009).

Феномен расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра представляют собой широкую группу комплексных нарушений психического развития, в которой на первый план выходит социальная дезадаптация, понимаемая как затрудненность успешного социального взаимодействия с точки зрения принятых в обществе эталонов поведения (Гилберт, Питерс, 1998). Согласно классификации В.В. Лебединского, расстройства аутистического спектра относятся к группе искаженного онтогенеза (Лебединский, 2006). Родители наблюдают ускоренное формирование психических процессов (например, памяти) и, как правило, ожидают такого же быстрого овладения навыками самообслуживания, но, зачастую, ошибаются в собственных ожиданиях. В возрасте 3–4 лет для родителей становится очевидной выраженная асинхрония и «инаковость» ребенка, которая касается в первую очередь развития эмоциональной, коммуникативной и личностной сферы (Цветков, 2015). Поэтому перед родителями детей с РАС остро стоит вопрос о том, как «правильно» воспитывать и реагировать на те или иные особенности ребенка, как дифференцировать ситуации, требующие помощи взрослого или же самостоятельного решения (Добряков, 2007, Нестерова, 2015, Tehee, 2009). Существуют глубокие переживания у самих детей, что они – «иные», «отличающиеся», «страдающие от неспособности любить людей, но порицаемые за это» (девочка С., 12 лет).

Актуальность нашего исследования продиктована необходимостью исследования динамики «границ Я» в развитии личности ребенка-дошкольника с РАС, а также разработкой методов их социализации.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF

Список литературы

1. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития: Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2020. – 368 с.
2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 1998. – 312 с.
3. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / И.В. Добря­ков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
5. Керре Н.О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – №2(33). – С. 18–21.
6. Керре Н.О. Особенности социального окружения детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – №4(31). – С. 13–20.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. –
2003. – М.: Академия. – 144 с.
8. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: дисс. ... канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2000. – 124 с.
9. Нартова-Бочавер С.К. Онтогенез пси­-
хо­логической суверенности личности // Пси­хология зрелости и старения. – 2005. – №1. –
С. 102–113.
10. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. – М.: Смысл, 2017. – 200 с.
11. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №3(32). – С. 13–28.
12. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Психологические границы личности: взросление и культура [Электронный ресурс] / С.К. Нартова-Бочавер, О.В. Силина. – М.: Памятники исторической мысли, 2018. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36608573 (дата обращения: 25.12.2019).
13. Нестерова А.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник МГОУ / Серия: Психологические науки. – 2015. – №3. – С. 38–46.
14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – 224 с.
15. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Пру­сакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 415 с.
16. Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1. – С. 19–29. doi: 10.24411/1997-9657-2018-00002.
17. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
18. Цветков А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии. – М.: Спорт и культура-2000, 2015. – 96 с.
19. Gillberg C., Peeters T. Autism: Medical and Educational Aspects. – London: Wiley, 1999. –
126 p.
20. Happe F. Autism: An Introduction to Psychological Theory. – London: UCL Press, 1994. –
152 p.
21. Tehee E., Honan R., Hevey D. Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2009. – №22. – p. 34-42.
22. Wing L., Gould J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification // Journal of Autism and Childhood Schizo-
phrenia. – 1979. – Vol. 9. – №1. – p.11–29.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

детство, расстройство аутистического спектра, «границы Я», контроль, регуляция, защита психологических границ