ISSN 1997-9657
       

Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2–7 лет

№1 2018 Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2–7 лет
Аннотация

Субъектно-бытийный подход задает видение ребенка в условиях меняющегося мира, отмечая как влияние окружающей среды на развитие его личности, так и воздействие самого ребенка на внешний мир. Наиболее удобной описательной конструкцией, отвечающей этому требованию, являются психологические границы (или границы Я). Целью исследования является описание развитие феномена границ Я у детей от 2 до 7 лет. Лонгитюдное исследование проводилось с 2012 по 2017 год с использованием качественных методов: включенное наблюдение, моделирование (строительство дома), кейс-метод. В исследовании участвовала группа детей (14 человек), состав которой не менялся на протяжении указанного периода. Обнаружена динамика психологических границ от физических барьеров вокруг собственного тела к маркированию территории сначала физически (рисунки, игрушки, вещи), затем – вербально. Показано, что в отношениях с родными имеет место близкая дистанция и использование деструктивных способов защиты, в отношениях с незнакомыми – дистанцирование и конструктивные способы контроля и защиты границ. Психологические границы предстают многомерным явлением, имеющим пространственную и временную протяженность, обеспечивающим нахождение «внутри» и «вне» социума попеременно.

Фрагмент статьи

Границы Я у детей: теоретический обзор

Отличие мира детей и взрослых отмечалось многими ведущими возрастными психологами (Ф. Ариес, Э. Эриксон, И.С. Кон и др.), однако, все признают необходимость интеграции детей во «взрослое» сообщество, сохраняя при этом свою самобытность и психологическое благополучие (Митрофанова, 2013, Осорина, 2017). Ребенку необходимо сохранить баланс между «встраиванием» в социальную среду и «отъединенностью» от нее (Рябикина, 2003). Понятие «граница Я», «психологическая граница» выступает как удобная описательная категория, максимально отражающая особенности взаимоотношений ребенка и окружающего мира, раскрывающая своеобразие процессов сепарации и интеграции в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время значительно вырос темп жизни, особенно в крупных городах, что приводит к необходимости быстро и эффективно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям окружающей среды. Существующая транзитивность (переходность) общества, по мнению исследователей, создает дисбаланс между личным и социальным пространством и временем (Марцинковская, 2016). Находясь в такой ситуации, ребенок не может четко определить границы собственного пространства, территории, личности, что приводит к излишней тревоге и напряжению. Поэтому изучение онтогенеза границ Я как метафоры, отражающей процесс нахождения баланса между категориями «Я – не-Я», «личное – общественное», представляется нам очень актуальным. Однако вопросом для дискуссии является целесообразность изучения границ Я в дошкольном возрасте. Исследователи (Беломестнова, 2005) выделяют три фактора эффективности взаимодействия со средой: интенсивность и адекватность поведения, а также возрастание доли совместных действий в процессе взросления, что является актуальным для дошкольного детства, составляя круг задач, решаемых в детском возрасте.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 16-06-00239).

Список литературы

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 238 с.
2. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии // Вестник ОГУ. – 2005. – №10-1. – С. 43–54.
3. Войскуновский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ данных // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2001. – №2. – С. 93–109.
4. Екинцев В.И. Метод наблюдения в контекcте постнеклассической психологии // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №2. – С. 175–180.
5. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С. 47–58.
6. Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе // Психологические исследования. – 2016. – Т.9. – №49. – С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.10.2017).
7. Митрофанова С.Ю. «Я – взрослый / Я – взрослая»: представления третьеклассников о собственном будущем // Вестник СамГУ. – 2013. – №2 (103). – С. 10–21.
8. Мякотин И.С. Социальная фобия и нарушение психологических границ в детском и подростковом возрасте // Теория и практика общественного развития. – 2015. –
№20. – С. 335–338.
9. Нартова-Бочавер С.К. Психоло­гическое пространство личности: Моно­графия. – М.: Прометей, 2005. – 312 с.
10. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №3(32). – С. 13–26.
11. Николаева Л.А. Экологическая психология: Учебное пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – 104 с.
12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2017. –
С. 304.
13. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002.
14. Петровский В.А. «Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психологии. – 2008. – №3. – С. 10–26.
15. Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека: методы проксемических исследований. – Новосибирск: Институт философии и права Сибирского отделения РАН, 1990. – 45 с.
16. Романова И.О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. – 2013. – №10. – С. 162–164; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33047 (дата обращения: 20.10.2017);
17. Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №8. –
С. 250–252.
18. Рябикина З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар: КубГУ, 2003.
19. Силина О.В. Структура границ Я у детей 2–10 лет // Социальная психология и общество. – 2016. – Т.7. – №4. – С. 83–98. doi:10.17759/sps.2016070406;
20. Силина О.В. Границы «Я» как маркер становления субъектности в детском возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – №3. – С.45–59.
21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
22. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2009. – №2. – С. 103–111.
23. Суворова О.В., Жуковская И.А. Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – №2-2. – С. 370–373.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

детство, границы Я, контроль, регуляция, защита, чувствование, понимание, активность психологических границ