ISSN 1997-9657
       

Сингер Э. Игра и удовольствие в дошкольном воспитании и образовании

№7 2016 Сингер Э. Игра и удовольствие в дошкольном воспитании  и образовании
Аннотация

Игра и удовольствие являются основными составляющими дошкольного образования. Игра включает в себя такие элементы, как удовольствие, чувство свободы, со-конструирование смыслов, правила и ритмы. В раннем детстве игра и учеба тесно взаимосвязаны. Однако чрезмерное внимание учебной составляющей игры может привести к утрате ее основного элемента: удовольствия, которое она доставляет детям. Маленькие дети, посещающие дошкольные учреждения, зачастую вынуждены адаптироваться к требованиям воспитателей относительно безопасности, гигиены, социальных норм и ценностей. Игровой подход помогает преодолеть неравенство в отношениях педагогов и детей, не позволяет строгим правилам и дисциплине давить на последних. Игры и веселье – это ресурсы, привносящие элементы удовольствия и креативности в учебный процесс.

Фрагмент статьи

Введение

Основатели дошкольного образования – Фридрих Фрёбель, Мария Монтессори и Лев Выготский обращали особое внимание на важность активных игр (Singer, 1993). В жизни маленьких детей игры и обучение неотделимы друг от друга. Официальные учебные программы, ориентированные на передачу детям знаний, центральное место в учебном процессе отводят педагогу. Напротив, «игровые учебные программы» отводили и продолжают отводить центральное место детям и в большей степени способствуют детскому развитию. Образовательная польза игры подтверждается многими исследованиями, посвященными детскому развитию (Walsh, Sproule, McGuinness, Trew, &Ingram, 2010). Исследования в области нейропсихологии представляют новые научные доказательства того, что игра и обучение детей дошкольного возраста тесно связаны между собой (Panksepp, 2012). Игра соединяет в себе сильные позитивные эмоции, физическую активность и сенсорные ощущения. Игровые занятия оказывают огромное влияние на обучение. Однако программы, выстраивающие учебный процесс вокруг игр, имеют свои недостатки. Саттон-Смит (Sutton-Smith, 1997) высказывает мнение, что уверенность в эффективности игр как образовательного средства стала настолько всепроникающей, что мы стали забывать о самих детях, играющих в эти игры. У детей игра обычно ассоциируется с такими вещами, как «веселье, улица, друзья, свобода» (p. 49). Однако воспитатели зачастую ведут себя слишком «педагогически», стремясь воспользоваться детскими играми для достижения учебных целей и тем самым портя все веселье (Pramling Samuelsson & Asblond Carlsson, 2008). В этой статье я намерена взглянуть на роль игры с точки зрения детей и с точки зрения педагогов. Я исхожу из того, что игра и веселье – это ресурсы, дающие и детям, и педагогам возможность вместе получать удовольствие и заниматься творчеством. Игровой подход позволяет воспитателям уберечь детей от чрезмерной психологической нагрузки, вызванной строгими правилами и дисциплиной.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Bjorklund, D.F. (2007). Why youth is not wasted on the young. Immaturity in human development. Malden, MA: Blackwell.
  2. Brennan, M.A. (2005). «They just want to be with us.» Young children: Learning to live the culture. A post-Vygotskian analysis of young children’s enculturation into a childcare setting (Unpublished doctoral dissertation). Wellington, New Zealand: Victoria University of Wellington.
  3. Cannella, G.S. (1997). Deconstructing early childhood education. Social justice and revolution. New York: Peter Lang.
  4. Corsaro, W. (2010). The sociology of childhood. London: Sage.
  5. De Zutter, S. (2007). Play as group improvisation: A social semiotic, multimodal perspective on play and literacy. In O.N. Saracho & B. Spodek (Eds.), Contemporary perspectives on social learning in early childhood education (pp. 217–242).Charlotte, NC: Information Age.
  6. Huizinga, J. (1955). Homo Ludens. A study of the play-element in culture. Boston: Beacon Press. (Original work published 1938)
  7. Kalliala, M. (2006). Play culture in a changing world. Maidenhead, Berkshire, UK: Open University Press.
  8. Kempes, M.M., Den Heijer, E., Korteweg, L., Louwerse, A.L., &Sterck, E.H.M. (2009).Socially deprived rhesus macaques fail to reconcile: Do they not attempt or not accept reconciliation? Animal Behaviour, 78, 271–277. doi: 10.1016/j.anbehav.2009.04.013
  9. Lancy, D.F. (2008). The anthropology of childhood. Cherubs, chattel, changelings. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  10. Lokken, G. (2000). Tracing the social style of toddler peers. Scandinavian Journal of Educational Research, 44, 163–176. doi: 10.1080/713696668
  11. Panksepp, J. (2007). Can play diminish ADHD and facilitate the construction of the social brain. Journal of Canadian Academic Child and Adolescent Psychiatry, 16, 57–65.
  12. Panksepp, J. (2010). Science of the Brain as a Gateway to Understanding Play. An interview with Jaak Panksepp. American Journal of Play, 2, 245–277.
  13. Panksepp, J. (2012). The archaeology of mind. Neuro-evolutionary origins of human emotions. New York: Norton.
  14. Pellis, S. M., Pellis, V.C., & Bell, H.C. (2010). The function of play in the development of the social brain. American Journal of Play, 2, 278–296.
  15. Piaget, J. (1967). Six psychological studies. New York: Vintage Books.
  16. Post, J., & Hohmann, M. (2000). Tender care and early learning. Supporting infants and toddlers in child care learning. Ypsilanti, MI: High Scope Press.
  17. Potegal, M., & Einon, D. (1989). Aggressive behaviours in adult rats deprived of playfighting experience as juveniles. Developmental Psychology 22, 159–172. doi: 10.1002/dev.420220206
  18. Pramling Samuelsson, I., & Asblond Carlsson, M. (2008). The playing learning child: Towards a pedagogy of early childhood. Scandinavian Journal of Educational Research, 52, 623–641. doi: 10.1080/00313830802497265
  19. Rodriguez, H. (2006). The playful and the serious: An approximation to Huizinga’s Homo Ludens. International Journal of Computer-Game Research, 6, 1–16.
  20. Rogers, S., & Evans, J. (2008). Inside role-play in early childhood education. Researching young children’s perspectives. Abingdon, UK: Routledge.
  21. Shin, M. (2010). Peeking at the relationship world of infant friends and caregivers. Journal of Early Childhood Research, 8, 294–302. doi: 10.1177/1476718X10366777
  22. Singer, E. (1993). Shared care for children. Theory and Psychology, 3, 429–449. doi: 10.1177/0959354393034003
  23. Singer, E. (2013). Play and playfulness, basic features of early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal, 21, 172–184. doi: 10.1080/1350293X.2013.789198
  24. Singer, E., & De Haan, D. (2007a). Social life of young children. Co-construction of shared meanings and togetherness, humour, and conflicts in child care centres. In O.N. Saracho and B. Spodek (Eds.), Contemporary perspectives on social learning in early childhood education (pp. 279–303). Charlotte, NC: Information Age.
  25. Singer, E., & De Haan, D. (2007b). The social lives of young children. Play, conflict and moral learning in day-care groups. Amsterdam: SWP.
  26. Singer, E., Nederend, M., Penninx, L., Tajik, M., & Boom, J. (2014). The teacher’s role in supporting young children’s level of play engagement. Early Child Development and Care, 184, 1233–1249. doi: 10.1080/03004430.2013.862530
  27. Stephenson, A. M. (2009). Skirmishes on the border: How children experienced, influenced and enacted the boundaries of curriculum in an early childhood education centre setting (Unpublished doctoral dissertation). Wellington, New Zealand: Victoria University of Wellington.
  28. Stern, D.N. (2009). The first relationship. Cambridge, MA: Harvard University Press. (Original work published 1977)
  29. Sutton-Smith, B. (1997). The ambiguity of play. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  30. Trevarthen, C. (2011). What young children give to their learning, making education work to sustain a community and its culture. European Early Childhood Education Research Journal, 19, 173–193. doi: 10.1080/1350293X.2011.574405
  31. Tudge, J. (2008). The everyday lives of young children. Culture, class, and child rearing in diverse societies. Cambridge, UK: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511499890
  32. Valsener, J., &Vos, H.H. (Eds.) (1996).The Structure of Learning Processes. Norwood, NJ: Ablex.Ed.
  33. Walsh, G., Sproule, L., McGuinness, C., Trew, K., & Ingram, G. (2010). Developmentally appropriate practice and play-based pedagogy in early years education. Retrieved from http://www.nicurriculum.org.uk
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

теории игр, игровые учебные программы, дошкольные учреждения, взаимоотношения педагогов и детей, маленькие дети