ISSN 1997-9657
       

Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению

Аннотация

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх – особенно в том случае, когда обучаются дети 3–5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-­дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога – грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

Фрагмент статьи

В данной статье продолжается разговор о том, как читать с ребенком слова различной степени сложности с гласными Ю, Ё, Я, Е, И.

Поезд Е

В отличие от И, гласная Е довольно коварна. Пожалуй, из всего набора смягчающих гласных (ЮЁЯЕИ) она является самой трудной и требует особого внимания. Сразу самостоятельно прочитать сочетание согласной с гласной Е ребенку очень трудно. В составлении таких сочетаний дети, как правило, довольно долго путаются.

Играя в «братиков-сестричек» (см. статью в СДО №8(60)/2015), дети уже встречались с гласной Е. Сейчас наша задача – задать образец прочтения, произведя «настройку» на эту гласную, и организовать многократное прочитывание подобных сочетаний.

Возможно, наши «братики» и «сестрички» снова захотят посетить детский парк и покататься на паровозиках. А может быть, полная впечатлений и воспоминаний «сестричка» захочет построить подобный игрушечный состав у себя дома.

Конечно же, понадобится паровозик Е – чтобы Ехать! Теперь поЕхать смогут слова, начинающиеся на ЛЕ, МЕ, ДЕ, ПЕ, ТЕ и т.п. (ЛЕбедь, МЕбель, ДЕрево, ПЕсенка, ТЕсто и др.).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Синицына И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 1. – М.: Баласс, 2004. – 32 с., с илл.
2. Синицына И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 2. – М.: Баласс, 2004. – 32 с., с илл.
3. Синицына И.Ю. Буду чисто говорить. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. – 112 с., с илл.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению, гласные первого ряда, чтение по складам, составление слов