ISSN 1997-9657
       

Сивак Е.В. Современная родительская культура и ее значение для взаимодей­ствия родителей и педагогов

№1 2019 Сивак Е.В. Современная родительская культура и ее значение  для взаимодей­ствия родителей и педагогов
Аннотация

Влиятельные исследования последних лет, проведенные в разных странах, свидетельствуют о сильных изменениях культуры воспитания детей, или тех практиках воспитания и родительских установках, которые считаются хорошими и правильными. Отдельные исследования изменений родительской культуры были проведены и в России, однако их пока немного. В статье на основе анализа существующих исследований, а также данных 50 интервью с матерями детей дошкольного возраста, проведенных в 2014–2018 годах, рассматриваются особенности интенсивного родительства. Среди этих особенностей мы выделили следующие: 1) интенсивные методы воспитания (требующие больших затрат времени, денег и существенной эмоциональной работы); 2) родительский детерминизм (убежденность в том, что все действия, совершаемые с ребенком, и все касающиеся воспитания решения оказывают воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка) и установка о критической важности раннего детства; 3) оптимизация среды вокруг ребенка, контроль за разными аспектами жизни ребенка; 4) опора на научное и экспертное знание в воспитании, а не на личный опыт или традицию. Эти особенности современных родителей в России важно учитывать для эффективной коммуникации родителей и педагогов, а также развития образовательных программ для родителей на базе дошкольных организаций. Такие программы могут стать опорой родителей в преодолении сложностей, которые вызывает современная модель воспитания детей. Представляется особенно важным делать акцент не на улучшении навыков и знаний родителей, а на повышении самоэффективности родителей (т.е. уверенности в том, что они способны справиться с возможными проблемами, а не передачу каких-либо знаний) и снижении тревоги.

Фрагмент статьи

Введение

Начиная с середины 1990-х годов влиятельные исследования из разных стран отмечают изменения модели воспитания детей (Hays, 1998; Faircloth, 2014a). Современная модель воспитания получила название интенсивного родительства (intensive parenting). Как сегодняшний нормативный стандарт воспитания детей, интенсивное родительство предполагает в качестве предпочтительных методов воспитания «детоцентричные, направляемые экспертами, эмоционально поглощающие, трудоемкие и финансово затратные» (Hays, 1998). «Хорошими» родителями в рамках этой идеологии считаются те, кто инвестирует в воспитание большие объемы денег, времени, эмоционального труда и других ресурсов, ставит интересы ребенка превыше всего, использует экспертное и научное знание в воспитании детей. Несмотря на рост занятости женщин на рынке труда, время, которое матери проводят с детьми, увеличилось за последние десятилетия (Craig et al., 2014). Эта идеология также предполагает, что родители ответственны за все, что произойдет с ребенком (parental determinism (Furedi, 2001)), должны оптимизировать все аспекты жизни ребенка (безопасность, развитие, образование и др.) (Wolf, 2007); что их вклад имеет решающее значение для жизненного успеха ребенка, и родители должны вооружить ребенка полным набором необходимых качеств и навыков для этого успеха.

Идеология интенсивного родительства доминирует в социальной политике, популярной культуре и медиа, экспертном дискурсе разных стран (Hays, 1998; Arendell, 2000; Faircloth, 2014a). Есть отдельные свидетельства того, что элементы идеологии интенсивного материнства получают распространение и в России (Темкина, Годованная, 2017; Чернова, Шпаковская, 2016; Поливанова и др., 2015; Стрельник, 2015; Михайлова, Сивак, 2018), однако исследований в России пока совсем немного.

В статье на основе анализа существующих исследований, а также данных интервью с матерями детей дошкольного возраста, проведенных в 2014–2018 годах, рассматриваются отмеченные выше особенности интенсивного родительства: родительский детерминизм, интенсивные методы воспитания, оптимизация среды вокруг ребенка, опора на экспертное знание. Эти особенности современных родителей в России важно учитывать для эффективной коммуникации родителей и педагогов, а также развития образовательных программ для родителей на базе дошкольных организаций.

Список литературы

1. Годованная М., Темкина А. Мать – ты навечно, но и художница – всегда: творчество в условиях интенсивно расширенного материнства // Laboratorium. Журнал социальных исследований. – 2017. – №1(9). – С. 30–61.
2. Михайлова Я.Я., Сивак Е.В. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются // Вопросы образования. – 2018. – №2. – С. 8–25. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-8-25
3. Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Козьмина Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. – 2015. – №4. – С. 184–200.
4. Стрельник Е. Жизнь по доктору Комаровскому: конструирование родительства в советах по уходу за детьми // Laboratorium. Журнал социальных исследований. – 2015. – №2(7). –С. 83–105.
5. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием // Журнал исследований социальной политики. – 2016. – №4(14). – С. 521–534.
6. Шадрина А. Жизнь без боли: детская психологическая травма между советской и постсоветской модернизациями // Неприкосновенный запас. – 2014. – №98(6).
7. Arendell T. (2000). Conceiving and investigating motherhood: The decade’s scholarship, Journal of marriage and family, vol. 62, N 4, p. 1192–1207.
8. Bruer J.T. (1999). The myth of the first three years: A new understanding of early brain development and lifelong learning. Simon and Schuster.
9. Craig L., Powell A., Smyth C. (2014). Towards intensive parenting? Changes in the composition and determinants of mothers’ and fathers’ time with children 1992–2006, The British Journal of Sociology, vol. 65, N 3, p. 555–579.
10. Faircloth C (2010) ‘What science says is best’: parenting practices, scientific authority and maternal identity. Sociological Research Online 15:1–14.
11. Faircloth C. (2014a). Intensive parenting and the expansion of parenting, in: Parenting Culture Studies, edited by E. Lee, J. Bristow, C. Faircloth, J. Macvarish (eds.). London, Palgrave Macmillan, p. 25–50.
12. Faircloth C. (2014b). The problem of ‘attachment’: The ‘detached’ parent. In Parenting culture studies (pp. 147–164). Palgrave Macmillan.
13. Furedi F. (2001). Paranoid Parenting: Abandon Your Anxieties and be a Good Parent. London, Allen Lane.
14. Gerstenblatt P., Faulkner M., Lee A., Doan L. T., & Travis, D. (2014). Not babysitting: Work stress and well-being for family child care providers. Early Childhood Education Journal, 42(1), 67–75.
15. Hays S. (1998). The cultural contradictions of motherhood. New Haven, Yale University Press.
16. Krejsler J. (2005). Professions and their Identities: How to explore professional development among (semi-) professions. Scandinavian Journal of Educational Research, 49(4), 335–357.
17. Macvarish J. (2016). What Is Neuroparenting? In Neuroparenting (pp. 1-18). Palgrave Pivot, London.
18. Macvarish J., Lee E., & Lowe P. (2014). The ‘first three years’ movement and the infant brain: A review of critiques. Sociology Compass, 8(6), 792–804.
19. Pettygrove W., Whitebook M., & Weir M. (1984). Beyond babysitting: Changing the treatment and image of child caregivers. Young Children, 39(5), 14–21.
20. Shpancer N., Dunlap B., Melick K. M., Coxe K., Kuntzman D., Sayre, P.S., & Spivey A. T. (2008). Educators or babysitters? Daycare caregivers reflect on their profession. Child Care in Practice, 14(4), 401-412.
21. Sihvonen E. (2016). Early interventionist parenting support: The case study of Finland. Families, Relationships and Societies.
22. Sivak E. (2018). Managing Grandparental Involvement in Child-Rearing in the Context of Intensive Parenting. Sociological Research Online, 23(4), 830–846.
23. Smyth C. (2015). Getting Ahead in the Preschool Years: An Analysis of a Preschool Enrichment and Entertainment Market. Sociology.
24. Tuominen M.C. (2003). We are not babysitters: Family childcare providers redefine work and care. Rutgers University Press.
25. Valsiner J, Litvinovic G (1996) Processes of generalization in parental reasoning. In: Super C, Harkness S (eds.) Parents’ Cultural Belief Systems: Their Origins, Expressions, and Consequences. New York: Guilford, 56-82.
26. Wolf J. (2007). ‘Is breast really best? Risk and total motherhood in the National Breastfeeding Awareness Campaign’, Journal of Health Politics, Policy and Law, Vol. 32, No. 4, p. 595–636.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

интенсивное родительство, взаимодействие родителей и педагогов, образовательные программы для родителей, современная родительская культура, дошкольники, дошкольные организации