ISSN 1997-9657
       

Зацепина М.Б. Скоро Масленица

№6 2009 Зацепина М.Б. Скоро Масленица
Фрагмент статьи

Праздник Масленица пришел к нам от древних славян. Он восходит к тем временам, когда в почете у простых людей были языческие боги. С течением веков языческие праздники перестали восприниматься как религиозные и сталидля народа поводом «широко гульнуть», показать свою удаль, т. е. развлечением. Праздник Масленицы связан с культом «нарождающегося» солнца (весеннее солнцестояние), отсюда и традиционные блины.

В разных регионах России ходили свои легенды о происхождении Масленицы. В одной из них говорится, что Масленица была дочерью Мороза (божества, олицетворявшего зиму). Однажды она явилась к людям, чтобы защитить их от вьюги и мороза, устроив веселье. С тех пор символом грядущей победы весны над зимой и является румяная Масленица. Этот праздник символизирует собой проводы зимы, переход к весне и весенним полевым работам: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем».

На Масленицу принято печь блины – символ солнца и приближения весны. Каждая хозяйка в старину имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковородку. Это самый разгульный славянский праздник и поистине всеобщий. И в наши дни еще говорят в народе вместо «широко живешь» – «масляно ешь», а о веселой и привольной жизни отзываются: «Не житье, а Масленица». Масленицу праздновали целую неделю, которая так и называлась – масленичная или сырная, а также честной, широкой. Каждый ее день имел свое название. Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй (широкий четверток), пятница – тещины вечера, суббота – проводы, золовкины посиделки, и, наконец, воскресенье – прощеный день, целовник. Люди надевали лучшие наряды и ходили друг к другу на блины, прощались с зимой, со своими неудачами, мирились и просили прощения за обиды. Однако главными моментами празднования были ее встреча и проводы.

В деревнях сооружалось большое, похожее на человека чучело из соломы. Его наряжали в кафтан, надевали шапку, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Затем с шутками, плясками, хороводами возили на санях, украшенных цветными лоскутами, увешанных бубенцами и колокольчиками, по улицам или устанавливали на вершине холма, где устраивали веселое катание на салазках. Проводы Масленицы носили характер шуточных похорон с участием ряженых. С озорными песнями соломенное чучело выносили за околицу и там разрывали на мелкие кусочки или сжигали.

Праздник Масленицы отражали в своем творчестве писатели, поэты, музыканты и художники: каждый своими средствами раскрывали существо праздника, его положительные и отрицательные стороны.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.