ISSN 1997-9657
       

Зацепина М.Б. Скоро спортивное лето

№3 2010 Зацепина М.Б. Скоро спортивное лето
Полный текст

Лето – удивительная пора, одно из самых любимых детворой времен года. Практически у каждого народа есть летние праздники, где центральное место занимают состязания в разных видах спорта.

Летом занятия физической культурой в дошкольном учреждении должны быть ежедневными, так как занятия спортом выступают универсальным средством оздоровления детей: способствуют развитию у ребенка потребности заниматься спортом, участвовать в спортивных играх. Для этого нужно сформировать новую философию и педагогику организации летнего отдыха детей. Он должен основываться на принципах олимпизма, что требует решить три взаимосвязанных задачи: создать инновационную систему в детском саду по оздоровлению дошкольников, где активное участие принимают их родители; внедрять в работу детских садов здоровьесберегающие технологии и обеспечить материально-техническую базу для осуществления спортивного отдыха.

Цель спортивного лета – это пропаганда здорового образа жизни и вовлечение детей и родителей в занятия физической культурой и всестороннее оздоровление каждого ребенка.

По традиции предлагаем вашему вниманию сценарии летних оздоровительных мероприятий Центра развития ребенка – детский сад № 54 «Солнышко» в г. Одинцово Московской области, разработанных инструктором по физической культуре Е.А. Демидовой

Путешествие в морское царство
Дети выходят на площадку и строятся в шеренгу.
Инструктор. Здравствуйте, ребята! Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо! Ребята, как вы думаете, от кого? Сейчас посмотрим... (Зачитывает письмо: «Пишет вам морской царь Нептун. Мне нужна ваша помощь. Жду вас у себя в подводном царстве, в морском государстве. Приходите поскорее. Нептун») 
Инструктор. Ребята, вы готовы помочь?
Дети. Да!
Инструктор. Но для того, чтобы нам попасть в морское царство, мы должны попасть на берег моря. Правильно?
Дети. Да!
Инструктор. Давайте обернемся два раза вокруг себя и скажем: «Раз, два, повернись, на берегу моря очутись!» И вот перед нами море, бушует оно на просторе.

Разновидности ходьбы: обычным шагом идем «по берегу моря», на пятках, руки за голову «острые камушки», на внешней стороне стопы «песок нагрелся, жжет», на носках, руки вверх «тянемся к солнцу», приставным шагом «утрамбовываем песок», обычным шагом, легкий бег «бежим по берегу моря», бег змейкой (бежим извилистой дорогой), бег с высоким подниманием бедра «бежим по воде», легкий бег «устали бежать». Упражнения на дыхание: «дышим морским воздухом», глубокий вдох 
через нос, выдох через рот.
Врассыпную становись!

Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ).
Примечание. Перед началом выполнения упражнений инструктор загадывает детям загадки.

1. Морская волна.
По морю идет, идет,
А до берега дойдет,
Тут и пропадет.
Исходное положение (и.п.) – стоя.

взмах правой рукой, с одновременным выносом ноги вперед;
то же левой рукой.

2. Водоросли.
Качает вода соленая 
Травку зеленую.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз.

наклон туловища вправо, левую руку вверх;
наклон туловища влево, правую руку вверх.

3. Рыбка.
Кругом вода, одна вода,
А я плыву туда-сюда, 
То к берегу я подплыву, 
То просто опущусь ко дну.
И.п. – ноги на ширине плеч, ладони соединить перед грудью

наклон вперед, волнообразные движения руками вниз;
и.п.

4. Осьминог.
У осьминога много ног, 
Их поднимает осьминог. 
Вверх-вниз, вверх-вниз.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вперед.

мах правой ногой вперед, коснуться левой руки;
мах левой ногой вперед, коснуться правой руки.

5. Краб.
Ползет наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней.
И.п. – сидя, согнув ноги, руки сзади в упоре, на счет 1,2,3,4 продвижение вперед, опираясь на конечности. На счет 5,6,7,8 тоже, продвигаясь назад.

6. Дельфин.
Скачут весело дельфины, 
Подставляя солнцу спины,
На волнах качаются, 
Солнцу улыбаются.
И.п. – сидя на корточках.

подпрыгнуть вверх, прогнув спину;
вернуться в и.п.

7. Морская звезда.
Эта звезда под водою красуется,
Ею и рыбы, и крабы любуются.
И.п. – стоя, ноги вместе, руки внизу.

прыжок, одновременно развести руки
и ноги в стороны;
и.п.

8. Волны.
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует,
Бежим по воде.
И.п. – волнообразные движения руками вперед – вверх (глубокий вдох через нос, выдох через рот со звуком).
Инструктор. Ребята, на берегу не видно морского царя. Что-то Нептун нас не встречает. Продолжим наше путешествие и опустимся на морское дно. В одну шеренгу становись!
Инструктор. Ребята, давайте потрем ладони, закроем глаза и произнесем слова «1-2-3, покружись, в морском царстве окажись».
Появляется царь Нептун.
Нептун. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали, я царь подводного царства, морского государства. Мне нужна ваша помощь. Из моего подводного царства исчезли золотые рыбки. 
Я слышал, что вы ловкие, смелые, и не откажите мне в помощи. Вы не боитесь? Справитесь? Наш путь будет нелегким.
Дети идут по полосе препятствий.
1. Пройти, огибая «водоросли», стараясь их не задеть (кегли).
2. Проползти через «пещеру» (на корточках сквозь дуги).
3. Допрыгнуть до «волшебного колокольчика».
4. Проползти по «морскому дну» (гимнастическому буму) на животе, подтягиваясь руками вперед.
5. Перепрыгнуть «с камушка на камушек» (из обруча в обруч).
Дети находят «золотых рыбок» (фигурки рыб приклеены на ленты).
Нептун. Вы такие молодцы! Преодолели все препятствия и нашли моих золотых рыбок. Я предлагаю поиграть со мной в игру «Акула и рыбки».

Описание игры: Выбирается водящий-«акула», а остальные дети – «рыбки». Они встают в круг, «акула» стоит в центре. Звучит музыка, «рыбки» ходят по кругу, а когда музыка замолкает, они разбегаются. «Акула» их ловит. Пойманный ребенок – «рыбка» выходит из игры. Повторить 3 раза. Дыхательное упражнение: дети дуют на рыбок.

Подвижная игра
В обруч насыпают мелкие предметы: «морские животные». Играющие располагаются вокруг обруча на некотором расстоянии. По команде дети начинают собирать по одной фигурке к себе в «домик».
Нептун. Спасибо, вам, ребята, за помощь. Вы такие ловкие, смелые, а самое главное дружные! Я хочу подарить вам подарок – своих маленьких друзей. С ними дружно вы играйте, обо мне не забывайте. А теперь пора прощаться, в путь дорогу отправляться. Ребята вы не устали? Сможете вернуться, сейчас проверим.
Я говорю – «море», вы прыгаете вперед, «суша» – назад». Дети закрывают глаза и возвращаются на берег.
Инструктор. Порезвились, поиграли, в морском царстве побывали!
Ходьба по площадке за инструктором 
с выполнением движений руками.

Круговые движения руками вперед.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной другой – это кроль.
Вышли на берег крутой.
Снова все в колонну встали.
Дети награждаются памятными сувенирами. Под музыку уходят с площадки.

Путешествие в Спортландию

Программное содержание

  • Повышать у детей интерес к занятиям физической культурой. Развивать быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость и упорство в достижении поставленной цели; способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи, доброго отношения друг к другу, развивать воображение. Закреплять навык прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве. Формировать и закреплять навыки правильной осанки. Совершенствовать разные виды ходьбы и бега. Упражнять детей в выполнении комплекса ОРУ с обручем из разных исходных положений: в ходьбе по гимнастической скамейке с выполнением заданий; в прыжках боком с продвижением вперед. Совершенствовать навыки равновесия в ходьбе по канату приставным шагом, боком с мешочком на голове; в ползании по гимнастической скамейке на животе с подтягиванием на руках.
  • Обращать внимание, чтобы дети получали эмоциональное удовлетворение от выполнения движений. Продолжать учить детей расслабляться и контролировать фазы дыхания.

Оборудование: обручи по количеству детей, гимнастические скамейки – 2, канат, мешочки, теннисные мячи – 2, клюшки – 2, волейбольная сетка, воздушные шары – 20, футбольные мячи – 2, конусы – 2, веревочки – 2.

Ход занятия

Инструктор. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Инструктор.
Пока я в гости к вам спешила,
Письмо на почте получила,
И прежде чем занятие начать,
Хочу его вам прочитать.
Инструктор читает письмо детям.
«Я – Спортик – озорной мальчишка,
Люблю я бегать и играть.
Вас приглашаю, ребятишки,
Ко мне в Спортландию бежать.
Но попасть туда лишь может
Кто спортсменом стать готов,
Тот, кто физкультуру любит,
И со спортом крепко дружит!
Физкульт-привет вам шлю, друзья,
В стране спортивной жду всех я!»
Инструктор. Ребята, вы готовы отправиться в Спортландию?
Дети. Да!
Инструктор. А каким должен быть спортсмен?
Дети. Быстрым, сильным, ловким, уметь помогать друг другу и т. д.
Инструктор. Молодцы, ребята! Правиль­но вы сказали, это очень важное качество помогать друг другу.
Есть хорошая игра,
Называется «Друзья».
На меня вы посмотрите,
За мной движенья повторите.
Проводится логоритмическая игра «Друзья».
Мне ничего не страшно с другом
руки от груди развести в стороны
Ни темнота,
закрыть ладонями глаза
Ни волк,
показать руками пасть волка
Ни вьюга,
одновременные круговые движения руками
Ни паук,
пальцами руки изобразить бегущих пауков
И ни собака,
ладонями показать собаку
Ни мальчишка забияка,
приставить пальцы к носу «Буратино»
Вместе с другом я сильней,
руки к плечам, вверх
Вместе с другом я смелей,
руки к плечам, вперед
Мы друг друга защитим,
обнять себя руками
И все страхи победим.
бросить руки вниз в стороны.

Игра проводится два раза.
Инструктор. 
Приготовьтесь-ка, друзья,
В путешествие пора.
Начнем наше путешествие с улыбки. Давайте все улыбнемся, и с хорошим настроением отправимся в путь.
Чтоб в Спортландию войти,
Есть препятствия в пути. 
Только сильный, смелый, ловкий 
Сможет этот путь пройти 
Потрудись на тренировке, 
Поучаствуй в подготовке,
Сам увидишь, как сильнее станешь ты и здоровее.
Раз-два – подтянись, на разминку становись!
Дети строятся, подаются команды: равняйсь, смирно, направо в обход шагом марш! Звучит музыка О. Макушина «Сладкоежка», «День рождения». Дети идут по кругу, выполняют разные виды ходьбы и бега.
1. Ходьба обычная.
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за рядом ряд,
Стать спортивным и упругим 
Может каждый из ребят.
2. Ходьба на носках.
Мы становимся все выше – достаем руками крышу.
На носочки поднимись и макушечкой тянись. 
3. Ходьба на пятках.
Руки за спину убрали и на пятках зашагали.
4. Ходьба на внешней стороне стопы.
А теперь мы все, как мишки –
Неуклюжие топтыжки.
5. Ходьба перекатом с пятки на носок.
С пятки на носок шагаем,
Очень плавно ноги ставим 
Будто бы мы едем на велосипеде.
6. Ходьба с высоким подниманием колен.
А теперь шагаем бодро, высоко поднимем бедра, 
Будем весело шагать и здоровья прибавлять.
7. Бег обычный.
А теперь все, словно лани,
Мягко быстро побежали.
8. Бег змейкой.
Все бежали, торопились,
В змейку дети превратились.
9. Бег приставным шагом прямо – «галоп».
На лошадки сели дружно
Для здоровья это нужно.
10. Ходьба обычная с выполнением дыхательного упражнения.
Ровным кругом мы идем,
Вдох глубокий – выдох полный,
Так немного отдохнем,
Обручи себе возьмем.
Инструктор. 
Дети весело идут, 
Они обручи несут.
Подается команда: в колонну по три марш! Дети перестраиваются в колонну по три.
Для занятий, как известно, 
Обруч нам необходим. 
И красиво, и полезно 
Упражненья делать с ним.

Основная часть

Выполняется комплекс общеразвивающих упражнений с обручем.
1. Исходное положение (И.п.) – основная стойка (о.с.) обруч вертикально перед грудью хватом прямых рук с боков. На счет 1–2 – поднять обруч горизонтально вверх, руки прямые, посмотреть в обруч. На счет 3–4 – и.п. (повторить 6–8 раз).
2. И.п. – о.с. обруч вертикально перед грудью хватом рук с боков. На счет 1–4 – выпрямление и сгибание рук с одновременным полу­присядом (6–8 раз).
3. И.п. – о.с. обруч вертикально хватом рук с боков.1–2 – обруч горизонтально вверх, руки прямые, правую ногу отставить назад на носок; 3–4 – и.п. (6 раз).
4. И.п. – о.с. ноги на ширине плеч, обруч вертикально перед грудью в согнутых руках хватом с боков. 1 – поворот туловища вправо; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево (6 раз).
5. И.п. – обруч в правой руке хватом сверху. 1 – выпад правой ногой вправо, обруч 
в выпрямленной правой руке; 2 – и.п. быстрым движением переложить обруч в левую руку;
3–4 – то же влево (6 раз).
6. И.п. – сидя, ноги врозь, обруч перед грудью в согнутых руках хватом с боков. 1 – наклон вперед к правой ноге (к носку), вытянуть вперед обруч; 2 – и.п.; 3–4 – то же к левой ноге (6 раз).
7. И.п. – лежа на животе, обруч горизонтально в вытянутых руках. 1–2 – прогнуться, обруч вперед-вверх, ноги приподнять; 
3–4 – и.п. (6 раз).
8. И.п. – о.с. обруч вертикально, хватом 
с боков. 1 – прыжок, ноги врозь, обруч поднять горизонтально вверх, руки прямо; 2 – и.п. (6–8 раз).
Инструктор. В колонну по одному марш! Дети перестраиваются и убирают обручи на место. 
Дружно все теперь пойдем
И наш обруч унесем. 
Инструктор вместе с детьми расставляет оборудование для основных движений.

Основные виды движений (круговая тренировка)

Инструктор. 
Провели разминку ловко, 
Приступаем к тренировке.
Сделать нас сильней намного
Упражнения помогут.
Ребенок под руководством инструктора показывает выполнение основных движений.
Инструктор. 
Анечка, ко мне иди.
И что делать покажи.
1. Ходьба по гимнастической скамейке с перекладыванием мешочка перед собой и за спиной из правой руки в левую.
По скамейке вы идите,
Равновесие держите, 
А еще вокруг себя 
Вы мешочек покрутите.
2. Ходьба боком по канату, положенному на пол, с мешочком на голове.
А затем, как акробаты, 
Вы пойдете по канату, 
Спину прямо вы держите, 
Мешочек на голове несите.
3. Ползание по скамейке на животе, с подтягиванием на руках.
Положи в ведро мешочек, 
На скамеечку ложись,
И руками сильно, быстро
Ты скорее подтянись.
4. Прыжки на двух ногах боком, с продвижением вперед из обруча в обруч, лежащих в шахматном порядке.
И еще один снаряд,
Видишь, обручи лежат.
В первый ты скорей вставай, 
Боком прыгать продолжай. 
Дети проходят круг 3–4 раза. Все пособия убираются на место.
Инструктор. 
Молодцы, ребята, ловко 
Провели вы тренировку. 
А теперь давайте дружно, 
Все убрать на место нужно.
Ребята, кажется, мы уже добрались до Спортландии. Но чтобы туда побыстрее попасть, нужно всем встать в круг, положить руки друг другу на плечи и сосчитать до 10.
Звучит музыка Н. Вайнера «Межпланет­ный круизер». Дети встают в круг, считают от 1 до 10.
В это время инструктор переодевается в костюм клоуна-спортсмена. Звучит музыка Н. Вайнера «С миром, с лаской». Выходит Спортик.
Спортик. 
Ребята, я – затейник,
Я Спортиком зовусь,
А если будет грустно,
Вмиг разгоню я грусть.
Мой папа – спорт,
А мама – физкультура,
Все виды спорта – близкая родня.
Объездил я все страны мира,
Ребята всюду ждут меня.
Ребята, я приветствую вас в стране Спортландия. Здесь живут разные виды спорта. А какие виды спорта вы знаете?
Дети. Футбол, хоккей, бадминтон и т.д.
Спортик. А соревноваться вы любите? Тогда давайте разделимся на две команды.
Дети делятся на две команды, можно выбрать капитана и придумать название команде.
Спортик.
Загадаю вам, ребятки,
Я спортивные загадки,
Чтоб в эстафеты поиграть,
Должны вы все их отгадать.
1. Звучит свисток, забили гол,
Игра зовется как? (Футбол.)
Проводится игровое упражнение «Фут­больная эстафета». С линии старта ребенок старается забить мяч в ворота (дугу), затем подлезает под дугой, берет мяч и возвращается бегом к своей команде.
2. Загадка эта нелегка, 
Пишусь всегда через два «к»,
Мяч или шайбу клюшкой бей,
Игра зовется как? (Хоккей.)
Проводится игровое упражнение «Хоккей­ная эстафета». Ребенок должен провести клюшкой теннисный мяч до фишки и обратно.
3. Эй, ребята, вы откуда? 
Что за сети во дворе? 
Не мешал бы ты игре.
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в… (волейбол).
Проводится игровое упражнение «Во­лейбол». Натягивается сетка, команды встают по разные стороны площадки. Каждой команде дается по 10 воздушных шаров. Пока звучит музыка (1 мин), дети должны перебрасывать шары на противоположную сторону. Побеждает та команда, у которой останется наименьшее количество воздушных шаров.
Спортик.
Вот и кончилась игра.
Возвращаться вам пора.
Чтоб с болезнями не знаться,
Спортом нужно заниматься.
Закаляйся, детвора,
В добрый путь!
Физкульт-ура! 
В круг скорее все вставайте, 
От 10 назад считайте. 
Звучит музыка, дети стоят в кругу, положив руки друг другу на плечи, и считают от 10 до 1.

Заключительная часть

Инструктор. Вот и закончилось наше путешествие.
Молодцы вы все, ребята, сильные, смелые, дружные, веселые, быстрые, умелые. 
Показали вы сноровку, 
Вот что значит тренировка. 
Мышцы ваши не устали,
А еще послушней стали.
Но становится понятно,
Расслабление приятно. 
Звучит музыка Н. Вайнера «Межпла­нетный круизер».
Проводится релаксация «Осанка».
Хватит спинушку тянуть,
Нужно лечь и отдохнуть. 
Ну-ка, правильно лежим? 
Мы на это поглядим.
Лежат ровно пяточки, 
Плечики, лопаточки, 
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая. 
Хорошо нам отдыхать, 
Но пора уже вставать! 
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите. 
Все присели, потянулись, 
Потянулись, улыбнулись! 
Вот пора нам и вставать, 
Добрый день наш продолжать.

Занятие заканчивается эмоциональной игрой «Соберем улыбки».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.