ISSN 1997-9657
       

Слепцова И.Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата

№1 2018 Слепцова И.Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы оценки качества дошкольного образования. Апробация подходов показала эффективность оценки условий в единстве с образовательным процессом и образовательными результатами. В идеологии ФГОС ДО качество образовательного процесса соотносится с ООП ДО, с методиками и технологиями позитивной социализации, с моделями построения образовательной деятельности, с идеей социального партнерства и сетевого взаимодействия учреждений и др. Качество образования есть решение инновационных задач Стандарта: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Система оценки качества дошкольного образования строится вокруг педагогических условий индивидуализации обучения – условий педагогики поддержки и конструирования возможностей. Достижение целевых ориентиров, как результатов освоения Программы, непосредственно связано с созданием социальной ситуации развития ребенка. Решение проблемы качества образования отражено в образовательных инициативах, которые делают акцент на усилении позиции профессионального развития педагога. Инструменты, показатели и критерии оценки качества должны учитывать специфику периода дошкольного детства.

Фрагмент статьи

Триединство дошкольного образования

При рассмотрении оценки качества дошкольного образования возникает вопрос, следует ли сосредотачиваться на условиях и делать их объектом проверки или только условий недостаточно и необходимо оценивать еще образовательный процесс (технологии, методы и приемы педагогической работы, образовательная программа, работа педагогов и пр.).

Апробация в регионах РФ стандарта дошкольного образования показала эффективность подхода, согласно которому оценка качества дошкольного образования строится вокруг трех групп требований: 1) к структуре ООП ДО; 2) к условиям реализации ООП ДО; 3) к результатам освоения ООП ДО (Кудрявцев, 2013).

В итоге качество дошкольного образования следует рассматривать в единстве трех составляющих: процесс – условия – результат.

Образовательный процесс в идеологии ФГОС ДО

Качество образовательного процесса, в первую очередь, соотносится с образовательной программой. В системе дошкольного образования разработана одна Примерная программа, которая прошла государственную экспертизу, не имеет УМК, носит рамочный, модульный характер и учитывается при написании ООП ДО. Авторские комплексные программы подлежат негосударственной экспертизе, в результате которой почти все они получили гриф УМО при вузах или РАО.

Таким образом, ООП ДО моделируется в соответствии с ФГОС ДО, с учетом Примерной программы и на основе авторских комплексных и парциальных программ дошкольного образования. ООП ДО есть реализация ФГОС ДО, которым предусмотрены соответствующие цели и задачи. Объектом оценки являются методики и технологии позитивной социализации, применяемые в образовательном процессе ДОО. Качество образования определяют модели построения образовательной деятельности: организованная взрослым, совместная партнерская деятельность взрослого и детей, свободная самостоятельная деятельность детей.

Список литературы

1. Александрова Н.И., Доронова Т.Н., Доронов С.Г., Хайлова Е.Г. Детский календарь. Для детей 3–4 года. – М.: АСТ, Астрель, Планета знаний. – 2016. – 60 с.
2. Беннетт Д., Шмис Т.Г., Умаров А. Инициативы по оценке качества раннего воспитания и образования в шести российских регионах. Сравнительный анализ с учетом результатов международных научных исследований и лучших образцов мирового опыта. –
М.: ЮНЕСКО / Всемирный банк, 2011.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №3.
5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 208 с.
6. Кудрявцев В.Т. «Стандартизация» дошкольного образования: путеводные звезды и под­водные камни // Обруч. – 2013. – №3. – С. 12–18.
7. Кудрявцев В.Т. Образование до школы – какой ценой? // Дошкольное воспитание. –
2013. – № 5. – С. 4–11.
10. Шиян О.А. Шкала ECERS: Беседа с профессором Университета Гетеборга (Швеция) Соней Шеридан // Вести образования. №103 от 16 октября 2014 г. URL: http://vogazeta.ru/ ivo/info/14340.html
11. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы
в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 7. –
С. 38-49.
14. Юдина Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и прак-тика. – 2015. – №7. – С. 22–27.
15. Юдина Е.Г., Рубцов В.В. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 5–19.
16. Education system in the UK. Документ на сайте Правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/sys– tem/uploads/attachment_data/file/219167/v01– 2012ukes.pdf
17. Effective Pre-School, Primary & Secondary Education (EPPSE). Страница, посвященная исследованию, на сайте Лондонского университетского колледжа. URL: http://www.ioe.ac.uk/research/153.html
18. Effective Pre-school, Primary and Secondary Education (EPPSE) Project (1997 –
2013) Additional sources of information. URL: http://www.ioe.ac.uk/ EPPSE_full_publicationsJist(1).pdf
19. Sammons, P., Sylva, K., Melhuish, E.C., Siraj, I., Taggart, В., Smees R„ & Toth, K. with WelcommeW. (2014) Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Influences on students’ social– behavioural development at age 16. Department for Education Research Report RR351. URL: http://www.ioe.ac.Uk/Research_Home/16-Influences-Students-Social-Behavioural-Development-RR.pdf
20. Sammons, P., Sylva, K., Melhuish, E.C., Siraj, I., Taggart, В., Toth, K. & Smees R. (2014) Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Influences on students’ GCSE attainment and progress at age 16 Department for Education Research Report RR352. URL: http://www.ioe.ac.uk/Research_Home/16-lnfluences-Students-GCSE-Attainment-Progress-RR.pdf
21. Siraj-Blatchford, Iram, Taggart, Brenda, Sylva, Kathy, Sammons, Pamela and Melhuish, Edward (2008). Towards the transformation of practice in early childhood education: the effective provision of pre-school education (EPPE) project, Cambridge Journal of Education, 38:1, 23-36. URL: http://www.ioe.ac.uk/Research_Home/ How_EPPE_has_influenced_practice.pdf
22. Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P.
Siraj, I. and Taggart, B. (2008). Final Report from the Primary Phase: Pre-school, School and Family Influences on Children’s Development during Key Stage 2 (7-11). Nottingham: DCSF Research Report 61 / Institute of Education, University of London. URL: http://www.ioe.ac.uk/End_of_primary_school_phase_report.pdf
23. Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. (2012). Effective Preschool, Primary and Secondary Education 3-14 Project (EPPSE 3-14) – Final Report from the Key Stage 3 Phase: Influences on Students’ Development from age 11-14. Department for Education Research Report 202 URL: http://www.ioe.ac.uk/KS3_final_report.pdf
24. Sylva, K„ Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & WelcommeW. (2014) Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students’ educational and developmental outcomes at age 16 Department for Education Research Report RR354. URL: http://www.ioe.ac.uk/Research_Home/16-lnfluences-Students– GCSE-Attainment-Progress-RR.pdf

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

качество образования, индивидуализация, социализация, ориентиры, результаты