ISSN 1997-9657
       

Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя

№09 2017 Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя
Аннотация

Статья посвящена роли педагога в игре дошкольников, которая весьма неоднозначна. С одной стороны, игра – это свободная, самостоятельная деятельность детей, не предполагающая вмешательство, а тем более руководство взрослого. С другой стороны, сюжетная игра, с характерным для нее расхождением воображаемой и реальной ситуации, не возникает спонтанно, и именно воспитатель является главным условием формирования полноценной игры. От его позиции по отношению к детской игре, от его игровой компетентности зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а, значит, и развитие личности дошкольников. Рассматриваются различные варианты позиции воспитателя в детской игре: отстраненная, дидактическая и поддерживающая, в основе которой лежит игровая компетентность. В статье раскрывается понятие «игровая компетентность педагога», включающее различные составляющие. В составе игровой компетенции выделяются три главных способности: развитое воображение, позволяющее преодолевать стереотипы и создавать новые образы и сюжеты; эмоциональная выразительность и артистизм, вовлекающие детей в воображаемую ситуацию; поддержка инициативы и самостоятельности самих детей, их уверенности в собственных возможностях. Для этого необходимы коммуникативные способности и чуткость к другому, позволяющие видеть и слышать своих маленьких партнеров. Это бывает достаточно трудно, если у педагога есть четкое представление о том, как нужно правильно играть, а дети этого делать не умеют. Кроме того, необходимо знание детской психологии и развивающих игр. В заключении статьи обсуждаются методы формирования данных качеств дошкольного педагога в процессе его профессиональной подготовки.

Фрагмент статьи

Приобщение к игре – задача дошкольного педагога

Роль игры в развитии дошкольника многогранна и несомненна. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника – действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует децентрации – важнейшей мыслительной способности, позволяющей представить другой взгляд и встать на другую точку зрения. Поскольку центром игры является создание воображаемой ситуации, очевидно, что игра имеет решающее значение для развития воображения. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети учитывают желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить совместные планы (Эльконин Д.Б., 1978; Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., 2017; Смирнова Е.О., Рябкова И.А., 2016 и др.). Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом побуждают искать пути поддержки игры в жизни детей, повышения ее уровня. Следует отметить, что уровень игры современных дошкольников снижается. Сюжетная игра, которая считалась нормой полвека назад (Эльконин Д.Б., 1978), сейчас характерна только для 6% современных детей 5–6 лет. У большей части дошкольников игра сводится к однообразным предметным дейст­виям с игрушками. Самостоятельное разворачивание сюжета, создание воображаемой ситуации, ролевое взаимодействие наблюдается лишь в исключительных случаях (Смирнова Е.О., Рябкова И.А., 2013).

Одной из главных причин такой ситуации является неумение и нежелание взрослых играть, несерьезное отношение к игре.

Список литературы

1. Боровикова Л.В. Идентификация педагога с детством // Детский сад: теория и практика. – 2016. – №1. – С. 6–16.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 5–15.
3. Короткова Н.А. Сюжетная игра / ЛИНКА-ПРЕСС, 2016, – 252 с.
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психо­логия игры (культурно-исторический подход). – М., 2017. – 331 с.
5. Профессиональная компетентность воспитателя ДЩЩ в контексте Профессионального стандарта «Педагог» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №5. С. 12–16.
6. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в сюжетной игре дошкольника // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 28–37.
7. Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду // Детский сад: теория и практика. – 2016. – №6. – С. 18–32.
8. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 91–103.
9. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 15–23.
10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психо­логия и педагогика игры (учебник для академического бакалавриата). – М.: Юрайт, 2016. – 320 с.
11. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. – 2013. – №1. – С. 5–11.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL https:/rg.ru 2013/11/25/dosk-standart-dok.htm
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
14. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1976. – №5. – С. 41–46.
15. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. – 2004. –
№1. – С. 68–79.
16. Hugh B. The first claim…a framework for play-work quality assessment. Play Wales. Baltic House. Cardiff CF105FH, 2008.
17. Hughes B. 2002 A Playworker’s Taxonomy of Play Types. 2-nd Edition, Play Education.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

сюжетная игра, игровая компетентность воспитателя, позиция воспитателя в игре, воображение, артистизм, чуткость к партнеру.