ISSN 1997-9657
       

Собкин В.С., Халутина Ю. А. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязей ценностно-целевых установок родителей детей старшего дошкольного возраста с реализуемыми стилями воспитания. Особое внимание уделено анализу следующих пяти вопросов: определение значимости для родителей различных жизненных ценностей; выявление приоритетов относительно реализуемых родительских обязанностей; характеристика ориентаций родителей на развитие личностных качеств ребенка; выявление особенностей соотношения между ценностно-целевыми установками родителей и стилем социально-ролевого взаимодействия с ребенком («нормативно-контролирующего» и «демократического»); рассмотрение жизненных ценностей, целей и обязанностей воспитания со стилями взаимодействия с ребенком в зависимости от социально-ролевой родительской позиции (отцовской и материнской). Статья подготовлена на основе материалов анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. В качестве инструментария использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО, в которой респондентам предоставляется широкий спектр вопросов, касающихся их жизненных ценностей, восприятия своего будущего, особенностей детско-родительских отношений и др. Проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-целевых установок родителей в зависимости от демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (материальная обеспеченность, уровень образования, полнота и состав семьи). Охарактеризована динамика изменений ценностно-целевых родительских установок за последние 20 лет на основе сопоставления полученных результатов с мониторинговыми исследованиями 1997 и 2007 годов. Показано своеобразие ценностно-целевых установок отцов, замужних и незамужних матерей в зависимости от реализуемых стилей социально-ролевого взаимодействия с ребенком: «нормативно-контролирующего» или «демократического».

Фрагмент статьи

Настоящая статья продолжает цикл наших публикаций, посвященных проблемам социологии дошкольного детства (Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н., 2012; Собкин В.С., Марич Е.М., 2002; Собкин В.С., Марич Е.М., 2003; Собкин В.С., Халутина Ю.А., 2017). Она направлена на исследование особенностей ценностно-целевых установок родителей детей старшего дошкольного возраста по воспитанию ребенка и их связи с реализуемыми родительскими стилями социально-ролевого взаимодействия «взрослый – ребенок». При этом основное внимание будет уделено анализу следующих пяти вопросов: 1) определение значимости для родителей различных жизненных ценностей; 2) выявление приоритетов среди разнообразных родительских обязанностей; 3) характеристика ориентаций родителей на развитие тех или иных личностных качеств ребенка; 4) выявление особенностей соотношения между ценностно-целевыми установками родителей и стилем социально-ролевого взаимодействия с ребенком («нормативно-контролирующего» и «демократического»); 5) рассмотрение жизненных ценностей, целей и обязанностей воспитания со стилями взаимодействия с ребенком в зависимости от социально-ролевой родительской позиции (отцовской и материнской).

На наш взгляд, эти вопросы представляют особый интерес в силу следующих обстоятельств. Так, период дошкольного детства – сложнейший этап психосоциального развития ребенка. Именно в этом возрасте психические процессы становятся опосредствованными, произвольными, происходит активное формирование личности ребенка (Выготский Л.С.,1930; Давыдов В. В.,1992). В рамках культурно-деятельностного подхода в психологии считается, что окружающие ребенка условия играют принципиальную роль в его развитии (Смирнова Е. О., Соколова М. В., 2007; Собкин В. С., Марич Е. М., 2000; Собкин В.С., Иванова А.И. Скобельцина К.Н., 2011; Собкин В.С. и др., 2016; Sobkin V.S. et al, 2016). Ключевую роль здесь играет родитель, как тот значимый взрослый, который, согласно Л.С. Выготскому, выполняет функцию культурного посредника, определяя содержание и характер социальной ситуации развития. В связи с этим, можно говорить о том, что изучение особенностей ценностно-целевых ориентаций родителей и их стилей воспитания имеет особое значение, т.к. родительская позиция воплощается в реализуемой стратегии воспитания ребенка – целях воспитания, стиле взаимоотношения и формах контроля (Дементьева И.Ф., 2004; Пороцкая Е. Л., Спиридонов В. Ф., 2004; Смирнова Е.О., Соколова М.В., 2010; Собкин В.С., Писарский П.С., 1994; Собкин В. С., Иванова А. И., Скобельцина К. Н., 2011; Собкин В.С., Марич Е.М., 2002; Собкин В.С. и др., 2013; Собкин В.С. и др., 2016). В этой связи, особый интерес представляет анализ взаимосвязей ценностно-целевых установок родителей и стилей социально-ролевого взаимодействия с ребенком. Этому вопросу и посвящена настоящая статья.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Развитие высших форм поведения в детском возрасте // Психо­неврологические науки в СССР. – М.; Л.: Медгиз, 1930. – С. 138–139.
2. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. – Т. 3. – С. 1–2.
3. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. –
2004. – №1.
4. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Сов­ре­менный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С. 5–19.
5. Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф. Выяв­ление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С. 31–39.
6. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Струк­тура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – Т. 2. – С. 57–68.
7. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Изме­нения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2010. – №1.
8. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобель­цина К.Н. Ориентации, перспективы, страхи родителей детей дошкольного возраста // Вопросы воспитания. – 2011. – Т. 3. – №8. –
С. 119–130.
9. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
10. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. Отношение родителей дошкольников к школьному образованию // Педагогика. – 2012. – № 4. – С. 20–26.
11. Собкин В.С., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: Жизненные ценности и профессиональные ориентации. – 2000.
12. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – С. 247.
13. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3.
14. Собкин В.С., Марич Е.М. Опыт структурного анализа ценностных ориентаций родителей дошкольников // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 3–12.
15. Собкин В.С., Писарский П.С. Жиз­ненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва – Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. – М.: Центр социологии образования РАО, 1994. – С. 151.
16. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Место семьи и воспитания ребенка в структуре жизненных ценностей родителей детей старшего дошкольного возраста // Социальные и психологические проблемы современной семьи: материалы VII Междунар. науч. конф. 8–9 нояб. 2016. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – С. 332–335.
17. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Особенности жизненной позиции родителей детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – № 2 (17). – С. 43–49. 
18. Собкин В.С., Веракса А.Н., Буха­лен­кова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А. Связь социально-демографических фак­торов и психологических аспектов детско-родительских отношений с уровнем пси­хического развития ребенка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 179–182.
19. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства // Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 168.
20. Собкин В.С., Смирнова Е.О., Асадули-на О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 18–28.
21. Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. №9(4). pp.106-122.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

родитель, дошкольник, жизненные ценности, родительские обязанности, цели воспитания, родительский стиль социально-ролевого взаимодействия