ISSN 1997-9657
       

Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения

№1 2018 Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения
Аннотация

Статья посвящена исследованию отношения родителей к содержанию и формам образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделено анализу следующих трех аспектов: оценка общей удовлетворенности родителей образовательным процессом; оценка качества обучения в детском саду; эффективность обучения и развития личности ребенка в детском саду. Статья подготовлена на основе материалов анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. В качестве инструментария использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО,
в которой респондентам предлагался широкий спектр вопросов, касающихся отношения к системе дошкольного образования, их жизненных ценностей, особенностей детско-родительских отношений и др. В статье рассматриваются особенности отношения родителей к образовательному процессу в дошкольном учреждении в зависимости от влияния социально-демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных (материальная обеспеченность, уровень образования, полнота
и состав семьи) факторов. Исследование показало явное доминирование позитивных родительских оценок содержания и формы проведения занятий в детском саду, а также профессиональной квалификации воспитателя. Полученные материалы также свидетельствуют о том, что подавляющее большинство современных родителей детей-дошкольников высоко оценивают качество обучения ребенка в детском саду по различным направлениям (развитие речи, обучение грамоте, развитие элементарных математических представлений, формирование представлений о природе, конструирование, эстетическое развитие, физическая культура, патриотическое воспитание). Приведенные в статье данные позволяют сделать вывод о том, что родители с низким материальным статусом склонны гораздо ниже оценивать позитивное влияние детского сада на развитие своего ребенка.

Фрагмент статьи

Период дошкольного детства – сложнейший этап психосоциального развития. Именно в этом возрасте психические процессы становятся опосредованными, произвольными, происходит активное формирование личности ребенка (Запорожец, Эльконин, 1965; Леонтьев, 2009; Лисина, 2009; Собкин, Веракса, Бухаленкова и др., 2017). В рамках культурно-деятельностного подхода в психологии считается, что окружающие ребенка условия играют принципиальную роль в его развитии (Запорожец, Эльконин, 1965; Смирнова и др., 1999; Асмолов, 2011; Веракса А.Н., Веракса Н.Е., 2008; Карабанова, 2014). Ключевую роль здесь играют родители, как те значимые взрослые, которые, согласно Л.С. Выготскому, выполняют функцию культурного посредничества, определяя содержание и характер социальной ситуации развития. Постепенно в процессе взросления появляются другие значимые взрослые («общественные взрослые» – воспитатели), возникают особые отношения со сверстниками, кардинально меняется структура режима дня и условий жизни. Все это оказывает серьезное влияние на развитие ребенка (Запорожец, Эльконин, 1965; Собкин, Писарский, 1994; Собкин, Марич, 2002; Леонтьев, 2009; Лисина, 2009; Карабанова, 2014; Собкин, Веракса, Бухаленкова и др., 2017; Собкин, Халутина, 2017; Sobkin et al., 2016). Поэтому выбор дошкольного учреждения является важным фактором, который может оказать серьезное влияние на дальнейшую жизнь взрослеющего человека (Смирнова, 1980; Собкин, Марич, 2002; Собкин, Иванова, Скобельцина, 2011; Собкин, Скобельцина, Иванова, Верясова, 2013; Собкин, Халутина, 2016; Lazar, Darlington, Murray & etc, 1982; Barnett, Hustedt, 2003; Burger, 2010).

Особо отметим, что основным мотивом решения родителей об определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение является стремление к его полноценному развитию, которое основано на их представлении о том, что именно в детском саду будет обеспечена возможность личностного развития ребенка, его успешная социализация и подготовка к школе (Собкин, Халутина, 2016; Jalongo, Fennimore, Pattnaik, Laverick, Brewster, Mutuku, 2004). В этой связи важно учитывать современную тенденцию к дифференциации образовательных учреждений: на сегодняшний день в поле зрения родителей находится широкий спектр дошкольных учреждений, которые существенно различаются между собой, как по условиям содержания детей, так и по содержанию реализуемых образовательных программ (Собкин, Иванова, 2010; Собкин, Верясова, 2012; Асмолов, 2013; Собкин, Халутина, 2016; Yamamoto, Li, 2012). При этом, несмотря на имеющиеся возможности дифференциации содержания образования, по-мнению большинства родителей, отклонение от стандартной программы является нежелательным параметром деятельности образовательного учреждения (Собкин, Халутина, 2016).

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Образование – это проектирование будущего // Образовательная политика. – 2011. – №4. – С. 2.
2. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. – 2013. – №8. – С. 3–13.
3. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1. –
С. 12–20.
4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2014. – Т.7. – №36. – С. 10–25.
5. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. –
318 с.
7. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1965. – 295 с.
8. Рагозинникова Л.Н. Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – №1. –
С. 69–75.
9. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. – 1980. – №5. – С. 105–111.
10. Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухален­кова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А., Якупова В.А. Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. – 2017. – №2. – С. 5–16.
11. Собкин В.С., Верясова Е.С. Тенденции изменений состояния системы дошкольного образования // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2012. – С. 9–21.
12. Собкин В.С., Иванова А.И, Казначеева К.Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – С. 65–83.
13. Собкин В.С., Иванова А.И. Детский сад глазами родителей // Образовательная политика. – 2010. – №5–6. – С. 15–23.
14. Собкин В.С., Иванова А.И. Скобель-цина К.Н. От воспитания в детском саду
к школьному образованию: мнение родителей // Национальный Психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
15. Собкин В.С., Иванова А.И. Удов­летворенность родителей системой дошкольных образовательных учреждений // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. – С. 171–172.
16. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст / Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – 247 с.
17. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3–14.
18. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. – М.: Центр социологии образования РАО, 1994. – 151 с.
19. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Выбор детского сада родителями детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2016. – № 8(70). – С. 34–43.
20. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7(79). – С. 4–17.
21. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Особенности жизненной позиции родителей детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей
и подростков. – 2017. – №2(17). – С. 43–49.
22. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Том XVII. Выпуск XXIX. / В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова, Е.С. Верясова. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 168.
23. Специфика эмоционально-лично­стной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин, О.Э. Асадулина, А.А. Новаковская // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 18–28.
24. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings / Slot P.L., Leseman P.P.M., Verhagen J., Mulder H. // Early Childhood Research Quarterly. 2015, Vol. 33, pp. 64-76.
25. Barnett W.S., Hustedt J.T. Preschool: The Most Important Grade // Educational Leadership. 2003, Vol. 60, no. 7, pp. 54-57.
26. Blended Perspectives: A Global Vision for High-Quality Early Childhood Education / Jalongo M.R., Fennimore B.S., Pattnaik J., Laverick D.M., Brewster J., Mutuku M. // Early Childhood Education Journal, 2004, Volume 32, Issue 3, pp 143–155.
27. Burger K. How does early childhood care and education affect cognitive development? An international review of the effects of early interventions for children from different social backgrounds // Early Childhood Research Quarterly. 2010, Vol. 25, Issue 2, pp. 140–165
28. Cascio E. U., & Schanzenbach D. W. The impacts of expanding access to high-quality preschool education. Brookings Papers on Economic Activity. 2013, vol. 47(2), 127-178.
29. Lasting Effects of Early Education: A Report from the Consortium for Longitudinal Studies / Lazar I., Darlington R., Murray H. & etc// Monographs of the Society for Research in Child Development. 1982, Vol. 47, No. 2/3, pp. 131-151
30. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development / Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A.// Psychology in Russia: State of the Art. 2016. №9 (4). pp.106-122.
31. Yamamoto Y., Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents’ views // Early Childhood Research Quarterly. 2012, Vol. 27, Issue 2, pp. 306-315.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольник, родитель, детский сад, удовлетворенность образовательным процессом, оценка качества обучения, оценка эффективности обучения