ISSN 1997-9657
       

Собкин В.С., Халутина Ю.А. Выбор детского сада родителями детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Статья основана на материалах анкетного опроса 486 родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения города Москвы. Опрос проведен в 2015 году. Основное внимание в статье уделено особенностям выбора детского сада. Ответы родителей анализируются с точки зрения влияния социально-демографических и социально-стратификационных факторов. Проведенное социологическое исследование позволило выявить специфические особенности, касающиеся целого ряда аспектов: мотивации, обусловливающей выбор ДОУ; использования источников для сбора предварительной информации о детском саде; факторах, наиболее значимых при выборе дошкольного учреждения; уровне предварительной информированности о различных аспектах деятельности детского сада. Полученные данные сопоставляются с результатами нашего социологического опроса около тысячи родителей, который был проведен в 1997 году, что позволяет проанализировать динамику трансформаций особенностей выбора детского сада в течение последних двадцати лет.

Фрагмент статьи

С рождением ребенка в жизни родителей возникает масса вопросов, связанных с личностными особенностями малыша, развитием его способностей и освоением социальных норм. Наряду с этим родители оказываются перед необходимостью совмещения задач по воспитанию ребенка с другими проблемами: материальное обеспечение семьи, поддержание супружеских отношений, реализация жизненных перспектив, касающихся собственного социального и профессионального роста и т.д. Понятно, что в решении этих проблем важную роль играет система общественного воспитания, которая ориентирована на полноценное, культуро-сообразное и педагогически грамотное развитие ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому сам выбор родителями дошкольного учреждения для своего ребенка является крайне важным. Во многом это ключевой момент в жизни ребенка, когда он активно включается в систему иных, по сравнению с семьей, социальных отношений. Появляются другие значимые взрослые («общественные взрослые» – воспитатели), возникают особые отношения со сверстниками, кардинально меняется структура режима дня и условий жизни. Все это оказывает серьезное влияние на развитие ребенка (Эльконин Д.Б., 1960; Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., 1965; Выготский, 1984; Собкин В.С., Марич Е.М., 2000; Собкин В.С., Марич Е.М., 2002; Кон И.С., 2003; Лисина М.И., 2009). По мнению как зарубежных, так и отечественных исследователей, выбор дошкольного учреждения является важным фактором, который может оказать серьезное влияние на дальнейшую жизнь взрослеющего человека (Lazar I., Darlington R., Murray H. & etc, 1982; Barnett W.S., Hustedt J.T., 2003; Early D.M., K. L. Maxwell, M. Burchinal & etc., 2007; Burger K., 2010; Эльконин Д.Б., 1960; Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., 1965; Собкин В.С., Марич Е.М., 2006; Лисина М.И., 2009; Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н., 2011).

Целью данной статьи является анализ мнений родителей детей старшего дошкольного возраста об особенностях выбора ими детского сада. При этом, характеризуя проблемы выбора дошкольного учреждения, важно учитывать современную тенденцию к дифференциации образовательных учреждений: на сегодняшний день в поле зрения родителей находится широкий спектр дошкольных учреждений, которые существенно различаются между собой, как по условиям содержания детей, так и по содержанию реализуемых образовательных программ (Nikolaev D., Chugunov D., 2012; Собкин В.С., Иванова А.И., 2008; Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., 2009; Собкин В.С., Иванова А.И., 2010, Собкин В.С., Иванова А.И., Казначеева К.Н., 2010; Собкин В.С., Верясова Е.С., 2012; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., 2013).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. –
318 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Ва­сильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Ко­маровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 208 с.
5. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – 295 с.
6. Собкин В.С., Верясова Е.С. Тенденции изменений состояния системы дошкольного образования // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI., Вып. XXVIII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2012. – С. 9–21.
7. Собкин В.С., Иванова А.И. Удо­влетворенность родителей системой дошкольных образовательных учреждений // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. – С. 171–172.
8. Собкин В.С., Иванова А.И. Детский сад глазами родителей // Образовательная политика. – 2010. – №5–6. – С. 15–23.
9. Собкин В.С., Иванова А.И., Казначеева К.Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV // Под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – С. 65–83.
10. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
11. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобель-цина К.Н. Мнение родителей о дошкольном и школьном образовании // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №5. – С. 28–37.
12. Собкин В.С., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации // По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования, 2000. Том V. Вып. VIII.
13. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей-дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3.
14. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т.VII., Вып. XII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2002. – 247 с.
15. Собкин В.С., Марич Е.М. Влияние социально-стратификационных факторов на отношение родителей к системе дошкольного воспитания // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – С. 7–32.
16. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Влия-ние социально-стратификационных факторов на удовлетворенность родителей системой дошкольного образования // Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования: Материалы международной научной конференции
17–18 декабря 2013 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 218–230.
17. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования Т. XVII.
Вып. XXIX. / Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – 168 с.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. – 384 с.
19. Barnett W.S., Hustedt J.T. Preschool: The Most Important Grade // Educational Leadership. 2003, Vol. 60, no. 7, pp. 54–57.
20. Burger K. How does early childhood care and education affect cognitive development? An international review of the effects of early interventions for children from different social backgrounds // Early Childhood Research Quarterly. 2010, Vol. 25, Issue 2, pp. 140–165.
21. Lasting Effects of Early Education: A Report from the Consortium for Longitudinal Studies / Lazar I., Darlington R., Murray H. & etc// Monographs of the Society for Research in Child Development. 1982, Vol. 47, No. 2/3, pp. 131–151.
22. Nikolaev D., Chugunov D. The Education System in the Russian Federation: Education Brief 2012. Washington, D.C.: The World Bank. 2012.
23. Teachers’ Education, Classroom Quality, and Young Children’s Academic Skills: Results From Seven Studies of Preschool Programs / Early D. M., K. L. Maxwell, M. Burchinal & etc.// Child Development . March/April 2007, Vol. 78, Issue 2, pp. 558–580.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

старший дошкольный возраст, мотивация выбора детского сада, информированность родителей о детском саде, значимые аспекты деятельности детского сада, социально-демографические и социально-стратификационные факторы