ISSN 1997-9657
       

Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной позиции воспитателя детского сада и основана на материалах анкетного опроса 320 воспитателей детских садов Москвы. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие ребенка, выступает характер тех воспитательных стратегий при взаимодействии с ребенком, которых придерживаются воспитатели детских дошкольных учреждений. Особое внимание автор уделяет анализу целевых ориентаций воспитателей, стилевых особенностей их взаимоотношений с ребенком, эмоциональному самочувствию педагогов при общении с детьми и тем формам контроля (поощрения и наказания), которые они используют, реагируя на поведение ребенка. При анализе материалов особое внимание уделено рассмотрению влияния разнообразных факторов (уровень образования и стаж работы воспитателя, возраст детей) на своеобразие профессиональной позиции воспитателя.

Фрагмент статьи

Стремительные изменения детства, связанные как с социокультурной динамикой, так и с техноэволюционными изменениями, требуют обратить особое внимание на те характерные трансформации, которые происходят в двух основных социальных институтах дошкольного воспитания – семье и детском саду.

При этом крайне важно учитывать психологическое своеобразие и особенности развития ребенка на разных этапах дошкольного детства (Выготский Л.С., 1999; Запорожец А.В., Маркова Т.А., Венгер Л.А., 1980; Обухова Л.Ф., 2004; Смирнова Е.О., 2009; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С., 2013). Подчеркнем, что на ребенка, безусловно, оказывает влияние как характер изменения культурной среды (Смирнова Е.О., 2010; Собкин В.С., 2006; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., 2011; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., 2013; Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С., 2011), так и институциональные изменения в системе общественного и семейного дошкольного воспитания (Программа воспитания и обучения в детском саду, 2009; Смирнова Е.О., 2005; Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., 2007; Собкин В.С., Марич Е.М., 2002; Собкин В.С., Иванова А.И, Казначеева К.Н., 2010; Собкин В.С., Иванова А.И. Скобельцина К.Н., 2011; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., 2011; Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н., 2012; Katz L., 1995).

В этой связи заметим, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие ребенка, выступает характер тех воспитательных стратегий при взаимодействии с ребенком, которых придерживаются родители (Собкин В.С., Марич Е.М., 2002, 2003) и воспитатели детских дошкольных учреждений (Собкин В.С., Марич Е.М., 2000; Собкин В. С., Гумен Е.С., 2011; Barnett W., 2003; Hovers C., Phillipsen L.C., Peisner-Feinberg E., 2000; Li Chuan Chung, Christine A. Marvin & Susan L. Churchill, 2005). Настоящая статья продолжает эту линию исследований и посвящена изучению особенностей профессиональной позиции воспитателя детского сада.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 224 с.
2. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Венгер Л.А. и др. Основы дошкольной педагогики. – М.: Педагогика, 1980. – 272 с.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 372 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: МОЗА­ИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 208 с.
5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М.: Владос, 2005. – 119 с.
6. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Меще­рякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 160 с.
7. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
8. Смирнова Е.О. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2010. – №4. – С. 18–24.
9. Собкин В.С., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VIII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – 165 с.
10. Собкин В.С., Марич Е.М. Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3–14.
11. Собкин В.С., Марич Е.М. Опыт структурного анализа ценностных ориентаций родителей дошкольников // Вопросы психологии. – 2003. – №1. – С. 3–12.
12. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – 247 с.
13. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследования 1985–2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – С. 73–102.
14. Собкин В.С., Иванова А.И, Казначеева К.Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – С. 65–83.
15. Собкин В.С., Казначеева К.Н., Ивано-ва А.И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – С. 83–97.
16. Собкин В.С., Гумен Е.С. Социо­логический анализ профессиональной позиции воспитателя детского сада // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2011. – С. 29–58.
17. Собкин В.С., Иванова А.И. Ско­бельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
18. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игро­вые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. Проблемы современной игрушки: исследования и экспертиза. – 2011. – №2. – С. 56–67.
19. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Ива­нова А.И. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2011. – С. 87–105.
20. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельци-на К.Н. Отношение родителей дошкольников к школьному образованию // Педагогика. – 2012. – №4. – С. 20‑26.
21. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Ивано-ва А.И. Влияние социальных факторов на семейный досуг дошкольника // Социологические исследования. – 2013. – №6. – С. 62–70.
22. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Ива­нова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Том XVII. Выпуск XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – 168 с.
23. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чека­лина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. – М., 2011. – 176 с.
24. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
25. Katz, Lilian G. Talks with Teachers of Young Children: A Collection. 1995, 288 р, ED380232.
26. Barnett, W. Steven Better Teachers, Better Preschools: Student Achievement Linked to Teacher Qualifications. NIEER Preschool Policy Matters, Issue 2. Pew Charitable Trusts, Philadelphia, PA. PUB DATE 2003-03-00 http://nieer.org/resources/ policybriefs/2.pdf.
27. Hovers C., Phillipsen L.C., Peisner-Feinberg E. The Consistency of Perceived Teacher–Child Relationships Between Preschool and Kindergarten. //Journal of School Psychology. March–April 2000. – Volume 38, Issue 2, P 113–132.
28. Li Chuan Chung, Christine A. Marvin & Susan L. Churchill. Teacher factors associated with preschool teacher child relationships: Teaching efficacy and parent teacher relationships.// Journal of Early Childhood Teacher Education. – 2005. – Volume 25, Issue 2, P 131-142, DOI: 10.1080/1090102050250206.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

профессиональная позиция, целевые ориентиры воспитания, стили взаимоотношений воспитателя с ребенком, наказание и поощрение, эмоциональное самочувствие воспитателя, педагогический стаж, возраст ребенка, факторный анализ