ISSN 1997-9657
       

Лидневская Т.А. Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада

Полный текст

Человеку, который знает, куда идёт, мир даёт дорогу
Девид Стар Джордан
(американский педагог (1851 - 1931)

Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности образовательных учреждений. Однако трудно отрицать тот факт, что сами значения слов «социальные сети» и «сетевое взаимодействие» у многих педагогов вызывают затруднение.

Пифагор сказал: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Чтобы лучше понять и разобраться в необходимости работе в Сети, ответим на вопросы:
• Что такое сетевая педагогика, сетевое взаимодействие?
• Для кого и чего это нужно?

Вначале - определения:
Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).

Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает нас искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.

Для этого в МБДОУ были созданы условия: разработана КЦП «ИКТ в «Теремке», по завершению реализации которой: у каждого специалиста есть компьютер, приобретены 3 мультимедийных комплекса, в планы специалистов включена работа с ИКТ, работает сайт МБДОУ.

Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образовательного процесса ДОУ как системы. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют воспитателю и специалистам ДОУ оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов.

Таким образом, создание виртуальных объединений педагогов обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему дошкольного образования.

Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.
В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, родители и другие субъекты педагогического процесса.

Важным звеном в нашем сетевом взаимодействии является сайт нашего детского сада. Остановиться хочется на нашем виртуальном методическом кабинете. Виртуальный методический кабинет это:
– форма интерактивного общения педагогов, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
– возможность организовать методическое пространство для педагогов, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток,
– оперативная методическая помощь молодым педагогам,
– возможность опытным педагогам принять активное участие в виртуальных педагогических чтениях, поделиться опытом работы.

Задачами Виртуального методического кабинета является:

• организация совместной работы педагогов по разработке образовательных ресурсов,
• организация обсуждения важных вопросов,
• коллективный поиск решения проблем,
• написание коллективных статей,
• проведение сетевых конференций и конкурсов.


Рисунок 1. Модель виртуального методического кабинета

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.

Очевидны и концептуальные особенности работы социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников:

• создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения педагогов;
• возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;
• развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагога социума;
• сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;
• создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта педагога;
• обеспечение вхождения российских педагогов и детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений.

В качестве минусов можно выделить большую нагрузку на глаза, вероятность формирования боязни открытых выступлений и общения не в Сети, а в реальной жизни.

Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Можно выделить мотивы к сетевому взаимодействию.

Рисунок 2. Мотивы сетевого взаимодействия

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).

А вот как о сетевой педагогике думают современные исследователи. Лобок А.М. говорит о том, что в сетевой идее нет ничего нового. «Сетевым …образом всегда была организована сама культура. Именно сетевое взаимодействие было всегда основой ее живого существования. Реальный процесс образования человека на протяжении его жизни - это процесс "сетевого" взаимодействия, процесс непрестанных встреч с культурными явлениями и живыми людьми. Таким образом, складывается чёткое представление, что это направление зародилось давно, даже до появления интернет-сети. Но мы же знаем, что новое – это хорошо забытое старое, и нам не придётся изобретать велосипед. А нужно ли нам это «хорошо забытое старое»? Вот и следующий вопрос, ответ на который необходимо найти.

В настоящее время в РФ реализуется масштабный проект «Информатизация системы образования».
Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений образования для обеспечения доступности, качества и эффективности образовательных услуг. В результате проекта «Информатизация системы образования» планируется, что большинство учреждений образования в регионах проекта, а также в других регионах России перейдут на новую ступень использования ИКТ в образовательном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых образовательных ресурсов. Именно поэтому, я считаю, что формы работы по сетевому взаимодействию необходимо активно использовать в работе ДОУ, а педагоги должны обязательно овладевать современной информационной культурой. Приводить здесь слова о том, что находящиеся сейчас в нашей ответственности дети являются представителями совсем другой, цифровой эры, просто считаю лишним и ненужным пафосом. На мой взгляд, надо не просто «считаться с этим обстоятельствами», а действовать, сообразуясь с ним! Да, многое новое надо и знать, и уметь, и пытаться освоить... Мне очень нравится эта формула: «Говорить, читать, писать, становиться исследователями сети, становиться участниками сетевого взаимодействия...» «Главное - это общение! Общение, обмен опытом. Самообразование современного педагога - дело рук педагога».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.