ISSN 1997-9657
       

Соколов В.Ю. Регламентация образовательного процесса в Великобритании и России

№09 2017 Соколов В.Ю. Регламентация образовательного процесса  в Великобритании и России
Аннотация

Статья посвящена изучению английского дошкольного образования; анализу нормативного регулирования образовательного процесса для детей раннего (дошкольного) возраста; особенностям содержательного, организационного и оценочного компонентов образовательной деятельности на дошкольном уровне образования. На протяжении всей статьи автор описывает переведенные документы и эмпирическим методом производит сопоставительный анализ законодательных актов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Российской Федерации для выявления особенностей английского дошкольного образования. Изучив историю возникновения и становления дошкольного образования Великобритании, автор обращает особое внимание на Закон об Образовании и Национальный учебный план и сопутствующие этому законодательному акту документы, которые регламентируют деятельность педагогов: «Официальные нормы, регулирующие работу педагогов с детьми раннего возраста, принятые стандартом обучения, развития и ухода за детьми от рождения до пяти лет», «Сведения об освоении основной стадии раннего возраста», «Практическое руководство педагогов, работающих с детьми раннего возраста» и «Методическое пособие по половому воспитанию и взаимоотношениям». Познакомившись со структурой Национального учебного плана, можно сделать первый вывод, что он значительно отличается от Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования, но идеи, заложенные в обоих документах, схожи и отражают особенности дошкольного возраста, подчеркивают его самоценность. Анализ сопутствующих Национальному учебному плану документов и пособий позволяет также сделать вывод о значимости педагогического мониторинга, данные документы направлены на поддержку педагогов-практиков в проведении диагностики.

Фрагмент статьи

Изучение зарубежного опыта, интеграция положительной практики в отечественную педагогическую науку и практику позволят усовершенствовать и повысить качество образовательного процесса в российской системе.

Сегодня остро осознается противоречие между возрастающим интересом к современному зарубежному, в частности английскому, дошкольному образованию, объективной необходимостью овладения новой информацией о модернизации его содержания и сравнительно малой изученностью соответствующих вопросов в российской педагогической науке (Баева Л.В., 2009).

Выбор этой страны обусловлен рядом причин:

• во-первых, Великобритания участвует в международных исследованиях качества образования, таких, как: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. Programme for International Student Assessment), Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. – Trends in Mathematics and Science Study) и Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) и показывает хорошие результаты;

• во-вторых, именно на территории современной Великобритании появились первые детские ясли (англ. infants’ school). Они были открыты в 1816 году Робертом Оуэном в Нью-Ланарке (Шотландия) в рамках его исследования «Новый институт для формирования характера». В этих учреждениях детям целенаправленно предлагали не только уход и присмотр, но и элементарное начальное образование;

• в-третьих, у Британии давняя и богатая история системы образования, которая всегда отличалась вариативностью.

Опыт Соединенного Королевства сопоставим с событиями в системе отечественного образования. Во-первых, в сентябре 2000 года в Соединенном Королевстве был представлен документ, который выделил основные стадии (уровни) образования. Одной из таких стадий является «стадия раннего возраста для детей в возрасте от 3 до 5 лет», которая стала частью национальной образовательной программы по закону «Об образовании» 2002 года.

Как мы можем заметить, возрастная периодизация в Соединенном Королевстве отличается от отечественной: дошкольный уровень в Великобритании называется «ранним возрастом», который принято считать от 3 до 5 лет, когда как в России ранний возраст – от рождения до 3 лет, а дошкольником считается ребенок от 3 до 7 лет.

Список литературы

1. Акт об образовательной реформе Великобритании [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Tourism London.ru – Режим доступа: http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/doshkolnoe-obrazovanie-v-anglii/992-akt-ob-obrazovatelnoy-reforme-velikobritanii.html – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 11.02.2017)
2. Баева Л.В. Развитие содержания дошкольного образования в Англии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2006.
3. Веракса А.Н. Английская система дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1 – С. 120–126.
4. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
5. Вяземский Е.Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования. – 2010. – №6. – С. 68–84.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Рейтинг английских школ [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Образование за рубежом для детей и взрослых – Режим доступа: http://www.estudy.ru/countries/england/secondary-education/schools-rating/, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения: 11.02.2017).
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9. Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2013. – №1. – С. 60–69. – 2013. – №2. – С. 32–41.
10. Ball, C. 1994. Start Right: the Importance of Early Learning. London: Royal Society for the Encouragement of Arts, Manufactures & Commerce.
11. Children Act. 1989. Accessed February 11, 2017. http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1989/41/contents
12. Department of Education and Science (DES). 1990. Starting with quality. London: Author.
13. Early years foundation stage. 2017. Accessed February 11, 2017. https://www.gov.uk/early-years-foundation-stage
14. Early years foundation stage profile. 2017 handbook. London: STA, 2016. – 50 p. (Reference: ISBN 978-1-78644-538-4 , STA/16/7838/e)
15. Early years foundation stage profile: exemplification materials. A series of materials for practitioners assessing children’s development at the end of the early years foundation stage (EYFS). 2013. London: STA. Accessed June 08, 2017. https://www.gov.uk/government/publications/eyfs-profile-exemplication-materials
16. Education Act. 2002. Accessed February 11, 2017. http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/32
17. Key stages. The national curriculum. Accessed September 05, 2017. https://www.gov.uk/national-curriculum
18. Kwon, Young-Ihm. 2002. Changing Curriculum for Early Childhood Education in England. Early Childhood Research & Practice, 2002, vol. 4, no. 2. Accessed February 28, 2017. http://ecrp.uiuc.edu/v4n2/kwon.html
19. Learning early years foundation stage. Accessed February 10, 2017. http://www.familylearning.org.uk/early_years_foundation_stage.html
20. National curriculum. The national curriculum for England to be taught in all local-authority-maintained schools. 2013. Accessed February 13, 2017. https://www.gov.uk/government/collections/national-curriculum
21. Owen, R. Accessed February 10, 2017. http://spartacus-educational.com/IRowen.htm
22. Practice guidance for the early years foundation stage. Setting the standards for learning, development and care for children from birth to five: 2007. Nonstatutory guidance. London: DfE, – 114 p. (Reference: 00266-2008BKT-EN)
23. School Curriculum Assessment Authority (SCAA). 1996. Nursery education: Desirable outcomes for children’s learning on entering compulsory education. London: SCAA and Department for Education and Employment.
24. The Scottish Government. Frequently Asked Questions. Accessed March 10, 2017. http://www.gov.scot/Topics/Education/Schools/FAQs
25. Schwartz M. 2006. “For whom do we write the curriculum?” Journal of Curriculum Studies. 38 (4): 449 – 457.
26. Sex and Relationship Education Guidance. London: DfEE, 2000. -34 p. (Reference: DfEE 0116/2000)
27. Statutory framework for the early years foundation stage. Setting the standards for learning, development and care for children from birth to five. 2017. London: DfE, -37 p. (Reference: DFE-00169-2017)

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, система образования Великобритании, дошкольное образование в Великобритании, Национальный учебный план, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования