ISSN 1997-9657
       

Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей

№3 2020 Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященного интеграции практик детского чтения и игры, реализуемого в рамках федеральной инновационной площадки (ФИП) – детского сада №8 Центрального района г. Санкт-Петербурга по теме «Проектирование практик воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации».

Целью исследования стало изучение возможностей обогащения практики сюжетно-ролевой игры детей в различных возрастных группах (3–7,5 лет) в результате апробации технологии продуктивного чтения при знакомстве детей с современным мировым бестселлером детской литературы Дж. Дональдсон «Улитка и кит». Было установлено, что технология продуктивного чтения обладает высоким развивающим потенциалом как для организации восприятия книги детьми и понимания ее смысла, так и для естественного отображения, прочитанного в условиях игровой деятельности. В ходе наблюдения и анализа качества игровой деятельности детей 3–7,5 лет выявлено, что реализация технологии продуктивного чтения с детьми дошкольного возраста позволяет, с одной стороны, рассматривать игру как способ интерпретации литературного произведения, а с другой –позволяет выйти на поддержку игры по мотивам прочитанного.

Полученные результаты свидетельствуют, что реализация замысла исследования способствовала тому, что показатели развития игры детей начинают приближаться к нормативным в ситуации «зоны ближайшего развития» и дальнейшее накопление игровой практики будет способствовать достижению нормативных показателей сюжетно-ролевой игры в «зоне актуального развития детей». Немаловажным представляется и тот факт, что опора на содержание и структуру литературного текста позволяет педагогу более уверенно чувствовать себя в ситуациях игрового взаимодействия с детьми, так как взрослый и ребенок взаимодействуют в едином сюжетном контексте.

Фрагмент статьи

Введение

Проблема качества игровой деятельности детей является одной из ключевых в современном дошкольном образовании. Уникальность игры для детского развития признается в исследованиях, посвященных дошкольному детству. Специалисты в области нейрофизиологии, психологии и педагогики детства (Безруких, Фарбер, 2014; Эльконин, 1971; Веракса, Веракса, 2005; Кравцов, Кравцова, 2019; Короткова, 2015) приводят неоспоримые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, что депривация игровой деятельности в детском возрасте снижает качество формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Вместе с тем исследователи констатируют снижение качества игровой деятельности детей – однообразие игровых сюжетов, отсутствие динамики их развития и трудность их реализации в игровых действиях, снижение качества игрового взаимодействия и т.д. Во многом это связано с тем, что воспитатели не знают, что делать с игрой, каким образом ее поддержать, какие условия способствуют развитию игровой деятельности дошкольников. Анализ работ Смирновой Е.О., Абдулаевой Е.А. (2016), Бурлаковой И.А. (2015), Трифоновой Е.В. (2018), Солнцевой О.В. (2010) позволил выделить ряд условий поддержки игровой деятельности детей:

• Обновление содержания игры. Данное условие направлено не просто на пополнение представлений детей по теме игры, но и на обогащение представлений о функциях, выполняемых различными людьми или персонажами, мотивах действий, взаимосвязи и направленности их действий, отношениях, которые возникают между ними, способах проявления отношений. Это обеспечивает полноту и структурированность представлений детей о социальном мире, что позволяет переносить их в игру. Ведущим способом реализации данного условия является чтение произведений детской литературы, что способствует обогащению представлений детей, активизации воображения, чувств и эмоций, способности рассуждать (Гурович, 1999, Колосова, 2011). При этом педагогу следует организовывать общение с детьми о героях книг, их отношениях, функциях, а также стимулировать фантазирование детьми продолжения историй о героях книг, придумывание новых ситуаций, отношений, зарисовывание придуманного, запись рассказов детей.

• Обогащение игровой обстановки. В развивающей предметно-пространственной среде детского сада должны быть представлены иллюстрации и различные материалы, поддерживающие замысел детских игр; предметные ситуации, которые могут быть разыграны, детские рисунки и поделки по сюжету прочитанной книги, записи детских высказываний и оценок. Педагог через развивающую предметно-пространственную среду задает ситуации, провоцирующие детей на игру, организует детскую продуктивную деятельность по созданию обстановки для игр: изготовление персонажей и игровых полей для режиссерской игры или игры-драматизации, создание масок, шапочек или частей костюма персонажей для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. В группе обеспечивается удобное для детей обустройство и сохранение обстановки для игры в течение периода, когда дети проявляют интерес к игровой тематике. Педагог поддерживает инициативу детей в преобразовании и создании игрового пространства.

• Развивающее и развивающееся взаимодействие педагога и детей по поводу игры. Педагог использует технологию игрового «вызова» (Эльконинова, 2009). Первым тактом игры является построение ситуации вызова какого-либо действия. Ситуация вызова обусловлена ситуацией проявления отношения между игровыми персонажами (необходимо оказать помощь, порадоваться вместе, пожалеть, вместе что-либо делать и пр.). Ситуацию вызова педагог задает как прямым, так и косвенным путем. Второй такт игры – отклик на этот вызов, ответное действие играющего. Момент созидания, построения такой двухтактной игры и есть акт психического развития в игре. Педагог наблюдает за игрой детей как «зритель», задает уточняющие и проблемные вопросы, которые влияют на ход игры. Для поддержки интереса к игре педагог использует игры-миниатюры, которые помогают детям разобраться в эмоциональных состояниях героев и их отношениях, эмоционально прожить ситуации. Педагог обсуждает с детьми правила взаимодействия в играх, поддерживает их соблюдение играющими, способствует выработке детьми правил и установлению договоренностей.

Обозначенные условия были апробированы в рамках реализации образовательных проектов, направленных на поддержку игровой деятельности дошкольников, идеология разработки которых, конструктор и варианты были опубликованы нами ранее (Солнцева, Езопова, 2019).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF.

Список литературы

1. Аромштам М. Путешествие в море переживаний на китовом хвосте [Электронный ресурс] // Папмамбук. URL: https://www.papmambook.ru/articles/193/ (дата обращения: 22.03.2020).
2. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Акту­аль-ные проблемы физиологии развития ребенка // Новые исследования. – 2014. – №3(40). – C. 4–19.
3. Бурлакова И.А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. № 3, – C.35–43. doi: 10.17759/pse.2015200305
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. – 150 c.
5. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с ху­дожественной литературой в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 501–510.
6. Дональдсон Д. Улитка и Кит. – М.: Машины творения, 2019. – 30 с.
7. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. – 2015. – №1(81). – С. 65–76.
8. Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследо-вания. – М.: РГДБ, 2011. – 118 с.
9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 208 с.
10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11. – №4. – C. 5–21. doi: 10.17759/psyedu.2019110401
11. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Организация игровой деятельности: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 223 c.
12. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. – №1, – С. 4–14. doi:10.17759/chp.2018140101
13. Солнцева О.В, Езопова С.А. Образовательный проект как способ поддержки спонтанной игры дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11. – С. 90–96; № 12. – С. 74–81.
14. Солнцева О.В, Езопова С.А. Практики воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. – 2019. – №10. – С. 74–80.
15. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей – СПб: Речь, 2010. – 176 c.
16. Стрелкова Л.П. Влияние художест­венной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
17. Трифонова Е.В. Игра дошкольника: подмена идеальной формы деятельности как педагогическая проблема. Анализ установок воспитателей // Ребенок – исследователь, дея-тель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности»: Материалы международной научно-практической кон­ференции, г. Москва, 24–26 апреля 2018 г. / Под ред. Трифоновой Е.В., Васюковой Н.Е. и др.; Московский педагогический государственный университет. – М.: МПГУ, 2018. – С. 18–29.
18. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. – Челябинск, 2011. – 40 с.
19. Эльконин Д.Б. К проблеме перио­дизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С. 6–20.
20. Эльконинова Л.И. Психическое развитие в сюжетно-ролевой игре – когда оно происходит? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №2. – С. 36–42.

 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

детский сад, дошкольное образование, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, детское чтение, практика детского чтения, технология продуктивного чтения