ISSN 1997-9657
       

Солнцева О.В., Полевская Т.В. Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей

№4 2021 Солнцева О.В., Полевская Т.В.  Возможности отражения литературного опыта  в сюжетно-ролевых играх детей
Аннотация

Актуальность тематики статьи. Поддержка сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста переживает кризис, во многом связанный с изменением содержания детского опыта. Исследования, в которых рассматривается возможность отражения в сюжетно-ролевой игре литературного опыта, немногочисленны. При этом их анализ показывает, что литературный опыт ребенка может оказывать существенное влияние на содержание и структуру сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Целью исследования стало изучение возможностей отражения литературного опыта детей, полученного в кругу семьи, на характер построения сюжетно-ролевых игр.

Описание хода исследования. Выборку составили 15 детей от 4 до 7 лет и 15 матерей, являющихся постоянными участниками сюжетно-ролевых игр, организованных в условиях неформального дошкольного образования (сообщество поддержки сюжетно-ролевой игры). Вначале было организовано поочередное чтение детям сказок в кругу семьи. Первая из сказок основана на внешнем противостоянии враждующих героев, а вторая – на внутреннем конфликте героев и поиске им своего места в мире. Далее было организовано 6 сюжетно-ролевых игр с опорой на сюжеты сказок на основе модели построения двухтактной игры (Л.И. Эльконинова). Экспериментатор мотивировал детей на игру своей включенностью в сюжет игры и поддержкой двухтактной структуры сказочного сюжета. На заключительном этапе особенности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевой игре анализировались по специально разработанным критериям.

Результаты исследования. Было выявлено, что сказочный сюжет, в котором присутствует противостояние двух враждующих сторон, зачастую вызывает у детей негативные эмоции в процессе чтения и, как следствие, нежелание вовлекаться в игру по заданному сюжету. Сказочный сюжет, где вместо внешнего противоборства присутствует внутренний конфликт героев, вызывает у детей положительные эмоции и исследовательский интерес, что приводит к желанию активно участвовать в сюжетно-ролевой игре с опорой на данный сюжет, проигрывать понравившиеся эпизоды, вносить собственное видение и смысл в сюжетную линию.

Выводы. Сюжетно-ролевая игра с опорой на сказочный сюжет позволяет детям 4–6 лет выйти на новый уровень развития игровой деятельности. Были зафиксированы изменения во внутриигровом взаимодействии, уровне игрового замысла, его устойчивости и воплощении. Наибольший рост игровых показателей отмечен в сюжетно-ролевых играх с опорой на сказочный сюжет, в котором отсут­ствовало противостояние плохих и хороших героев, наименьший рост – в играх по сказочному сюжету, основанному на внешнем конфликте героев.

Фрагмент статьи

Постановка проблемы

Исследовательский интерес к игре обусловлен ее социокультурной значимостью для развития современного человека. Игра позволяет ребенку не только переосмысливать свой жизненный опыт, но и учит умению чувствовать себя частью сообщества, не теряя связи со своим внутренним «Я». Современные дети растут в совершенно ином социокультурном простран­стве, тенденциями которого являются отдаление мира взрослого от мира детей, цифровизация общества, культ раннего развития и, как следствие, распад игры как детской деятельности. Многочисленные исследования состояния игровой деятельности детей (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. (2015), Эльконинова Л.И. (2016), Смирнова Е.О., Гударева О.В. (2005), Солнцева О.В. (2010), Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шакарова М.А. (2013) и др.) говорят о том, что современные дошкольники играют мало и уровень развития их игровой деятельности существенно ниже, чем у детей предшествующих поколений.

Исследования Л.И. Элькониновой и Т.А. Ба­жановой доказывают, что игра становится привлекательной для ребенка и приобретает смысл, когда ей свойственна двухтактная структура: вызов ролевого действия, связанного запретом, конфликтом, провокацией и пр., и ответное действие на него (Эльконинова, Бажанова, 2007). В качестве опоры, позволяющей поддержать двухтактную форму игры, предлагается использовать волшебную сказку, обладающую схожей с ней двухтактной структурой. Ребенок, играющий по каноническому сюжету сказки, меняет привычные для него способы действования благодаря заданным в сюжете образцам «инициативности» героев (Эльконинова, 2016). Однако в современном мире волшебная сказка утрачивает свою популярность. Согласно исследованиям Е.О. Смирновой, О.В. Гударевой, К.Н. По­ливановой, Е.В. Сазоновой, М.А. Шакаровой (2013), М.Б. Елисеевой, Н.И. Максимовой, В.К. Голубевой (2019), ее место занимают познавательная литература, мультфильмы и компьютерные игры, а в сюжетно-ролевой игре находят отражение либо бытовые сюжеты, либо сюжеты, связанные с экранными героями.

Отсюда возникает противоречие между признанием ценности игры для психического развития ребенка и снижением уровня развития игровой деятельности современных детей в связи с отсутствием в их жизненном опыте культурных прототипов, инициирующих развитие игры. Проведенное исследование позволило ответить на вопрос о том, какие структуры сюжета сказок являются для ребенка эмоционально привлекательными для того, чтобы отражать их в игре.

В качестве критериев отражения литературного опыта в сюжетно-ролевой игре рассматривались: использование детьми образов литературных героев, выделение их характерных качеств, копирование поведения или интонаций, цитирование реплик, достраивание в сюжете событий сказки и творческая позиция ребенка, позволяющая вносить в сюжет собственный смысл. Возникла необходимость поиска литературных произведений, сюжеты которых влияют на возникновение у детей двухтактных игр.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–75.
2. Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // Современное дошкольное образование. – 2019. – №1(91). – С. 34–45. DOI:10.24411/1997-9657-2018-10038
3. Елисеева М.Б., Максимова Н.И., Голубева В.К. Книга в восприятии ребенка от рождения до 11 лет. Исследование и методики развития интереса к чтению: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 223 с.
4. Запорожец А.В. Избранные психологиче­ские труды: В 2 т. Т. 1. – М., 1986. – 320 с.
5. Иванова Ю. Не будите спящего дракона. – М.: Качели, 2019. – 28 с.
6. Маслова С.А. Современная литературная сказка и детская субкультура // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2013. – №2. – С. 10–18.
7. Маслова С.А. Художественный мир современной детской литературной сказки // Киров: Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – №1(2). – С. 116–119.
8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 176 c.
9. Намычкина Е.В. Сказка как литературный жанр // Киров: Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – №3(2). – С. 103–109.
10. Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шака-рова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. – 2013. – №4. – С. 283–299.
11. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. №1. – С. 4–14. DOI: 10.17759/chp.2018140101
12. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2005. – №2. – С. 76–86.
13. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Что родители читают детям // Психолог в детском саду. – 2011. – №1. – С. 73–81.
14. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.
15. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. ... д-р пед. наук: 13.00.02. – Челябинск, 2011. – 40 с.
16. Шакарова М.А. Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников (на примере мультипликационных сериалов): автореф. дис. ... канд психол. наук: 19.00.13. – М., 2012.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
18. Эльконинова Л.И. Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. – С. 247–254. doi:10.17759/chp.2016120314
19. Эльконинова Л.И. Психическое развитие в ролевой игре – когда оно происходит? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №2. – С. 36–42.
20. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.А. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2007. – №2. – С. 2–10.
21. Юрье Ж. Парад Алле. Встреча с пиратами. – М.: Азбука-Аттикус, 2017. – С. 1–22.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, детское чтение