ISSN 1997-9657
       

Емельянова Э.Л. Солнечный зайчик

Полный текст

Конкурс «Солнечный зайчик» уже стал в Москве традиционным.

– Я узнала, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок...
...Это родина моя.
Всех люблю на свете я.

Воспитанница детского сада № 633 Александра Убушиева декламирует эти строки с особой гордостью, искренне.

– Это я выучила в защиту своей номинации, – рассказывает она, – очень победить хотелось.

Саша по национальности калмычка, вместе со своими родителями и русской семьей Мартыновых она участвовала в проекте «Хоровод дружбы», посвященном дружбе русско-калмыкской дружбе и заняла 2-е место.

Конкурс творческих проектов «Солнечный зайчик» организуется Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы совместно с факультетом и кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ. И дети, и родители, и педагоги участвуют в нем с удовольствием не потому, что это нужно, а потому что – интересно.

– Конкурс раскрывает таланты наших детей и родителей, – делится мнением Ирина Евгеньевна Безбородова, воспитатель семейного подразделения при ДОУ № 2501. – В нашем детском саду в проектах участвовали все поколения: бабушки и дедушки, родители и дети. Мы настолько увлеклись творчеством, что мысли о наградах отошли на второй план, тем неожиданнее стала победа.

Основная цель конкурса «Солнечный зайчик» – формирование представлений об успешности каждого ребенка и развитие творческих потенциалов личности детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности, повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка. Конкурс проходил при активной поддержке родителей и педагогического интернет-клуба «Детский сад настоящего: 100 резервов». Проекты были разные: конструктивные, художественные, литературные.

– Изначально «Солнечный зайчик» задумывался как конкурс творческих проектов, – рассказывает один из инициаторов конкурса Наталья Викторовна Микляева, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института. – Мы брали только те проекты, которые касались творчества детей. Но есть ведь еще исследовательские, нормативные проекты. Что касается нормативных, то перспектив я не вижу. Они прорабатываются в детских садах и там же реализовываются. А вот исследовательских проектов на конкурс поступает довольно много – в этом году их было 25, т. е. каждый четвертый.

Научно-исследовательские проекты могут быть творческими, ведь затронутые в них проблемы зачастую требуют творческого решения. Например, проект «Дети спасают фиалку». В группе гибнет фиалка, дети собираются и обсуждают проблему. Выясняется, что надо знать как, где, в каких условиях растет фиалка, ставится задача выяснить, от чего она может погибнуть. Начинается увлекательный и полезный процесс спасения фиалки. К сожалению, при оценке жюри таких проектов, они теряют баллы именно по креативности. Но они могли бы набрать хорошие баллы по научно-исследовательской составляющей. Я думаю, нужно ввести отдельную категорию научно-исследовательских проектов. Возможно, будет интеграция творческих проектов в научно-исследовательские. Это одно из направлений развития конкурса. Второе – новые номинации, которые ежегодно у нас появляются. Мы начинали с пяти номинаций, а сейчас у нас их восемь. В этом году добавились номинация «Моя родина», «Памяти Великой Отечественной войны».

У каждого созданного проекта своя идея и изюминка, но что не менее важно, что все они объединяют родителей и детей, способствуют их сближению, налаживанию более тесных взаимоотношений. Ведь зачастую бывает, что родители, в силу занятости, просто не находят времени на совместные игры. Проекты же увлекают и тех, и других, родителям и детям удается делать что-то совместно.

– Раньше мы оценивали только конечный результат, – говорит Наталья Викторовна. – Детские сады представляли уже готовые работы – какие-то поделки, конструкции. Очевидно, что к некоторым поделкам родители не имели никакого отношения, они даже не наблюдали за процессом, не замечали, что происходит, не чувствовали, что ребенку это в радость, что ребенок по-другому начинает смотреть на мир. Другие поделки, наоборот, были сделаны руками родителей, дети вообще не участвовали в их создании. Когда мы смотрели презентации с описанием проекта, было видно, что ребенок сам даже боится дотронуться до этого проекта. Это сделали родители, а детей они не подпускали к этим проектам.

Описать, как проходила работа над проектом или как она повлияла на детский коллектив, на детско-родительские отношения, не могли и воспитатели. После того, как мы это заметили, стали просить делать видеоролики, на которых был бы запечатлен процесс создания проекта. Должен быть как минимум равный вклад детей и родителей. Если не видно участия ребенка, то и нет взаимодействия. На третьем году существования конкурса мы полностью справились с этой проблемой.

И проекты стали качественнее, глубже по содержанию. Дети благодаря проектам приобрели собственный взгляд на мир. Каждый проект – это призма восприятия ребенком окружающего мира.

Нам очень важна именно атмосфера, которая воцаряется в детском саду, в группе во время работы над проектом. Как вовлекаются в это родители? Что происходит в семье? Влияет ли это на сплочение семьи?

Практика показывает, что участие в проектах значительно влияет на детско-родительские взаимоотношения. Взрослые через проекты узнают своих детей, словно заново открывают их для себя. К сожалению, случается, что родители смотрят на своих детей через призму того, как они одеты, обуты или умеют ли они читать, писать. А участвуя в проекте, обращают внимание, насколько их ребенок оригинален, выразителен. Наблюдая за малышами, у которых горят глазки, потому что им это интересно, они занимаются любимым делом, родители начинают это ценить. Таким образом происходит сближение взрослых и детей, сплочение семьи.

Детско-родительские проекты оценивало профессиональное жюри. Родители тоже могли отдать голоса за понравившиеся проекты, приняв участие в Интернет-голосовании. Это еще один важный момент, который сплачивает взрослых и детей, они переживали, следили в режиме онлайн за ходом голосования.

«Солнечный зайчик» с каждым годом набирает популярность. Он перерос рамки городского конкурса. Работы в адрес жюри приходят из других регионов России, с Украины. Это едва ли не единственный конкурс, в котором рассматривается аспект именно детско-родительских отношений, этим конкурс и привлекает участников.

Финал и подведение итогов конкурса прошли в Московском гуманитарном педагогическом институте. Проигравших в этот день не было. Все участники, вышедшие в финал конкурса, получили диплом Лауреата конкурса либо Победителя конкурса в каждой номинации и ценные призы от издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.