ISSN 1997-9657
       

Солопова О.В., Козополянская А.В. Феномен «переселенца» как фактор отторжения или воспроизводства национальной культуры в практике воспитания детей у белорусов Москвы в начале XXI века

Аннотация

Национально-культурное формирование личности – очень сложный и длительный процесс. Основы его закладываются, безусловно, в семье: здесь начинается социализация, воспитание, становление личности ребенка, в том числе первичные факторы этнизации. В условиях появления новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза и последовавшего за этим становления новых диаспор, процесс этнокультурного становления и самосознания приобрел новые формы. Авторы отмечают, что принципиально важный момент для характеристики новейших диаспор заключался в том, что их члены соотносили себя не столько с материнским этносом, сколько именно с материнским государством, а, следовательно, с ценностными установками, которые это государ­ство демонстрировало. Проведенный опрос и настоящее исследование показывают, как осуществляется сохранение и воспроизводство национальной культуры через воспитание и следование семейным традициям у белорусов в Москве в начале XXI века, что определяет для белорусов
в диаспоре его «белорусскость» и как последняя проявляется в условиях современного мегаполиса.

Фрагмент статьи

«Этнографии детства»: история вопроса и особенности методологии

Среди многоплановых и многовекторных явлений общественной жизни есть направление, интерес к которому – в том числе междисциплинарный – за последние сто лет неуклонно растет. Практически каждое десятилетие в историографических обзорах этого направления можно встретить слова о том, что это направление «исключительно оживилось». Речь идет об изучении семьи. Только в первой половине XX века в Европе и Америке было опубликовано «около 12 тыс. книг и статей, посвященных семье» (Ганцкая О.А., 1987), написанных этнографами, демографами, социологами, несмотря на то, что приоритетной эта тема оставалась для педагогов и психологов. Этнологи и антропологи сегодня могут похвастаться научными школами, изучающими «этнографию детства». Множество полевых исследований, богатейший эмпирический материал, обобщающие монографии и прорывные статьи…

Правда, в отечественной историографии исторической науки до 1960-х годов специальных исследований семьи как социальной системы не было (Ганцкая О.А., 1987), в отличие от работ по изучению ее структуры, типов, функций.

Именно с момента определения семьи как целостной системы (Бромлей Ю.В., 1983) в отечественной исторической науке были определены пять ее функциональных детерминант (Ганцкая О.А., 1987):

• производство человека (деторождение, кормление, уход за ребенком, социализация и инкультурация путем воспитания, передачи детям культурного наследства, идеологических взглядов, ценностных установок, понятий о нравственности, карьерной мотивации);

• удовлетворение потребности супругов в длительном совместном интимном общении;

• производственная и потребительски-организационная функции как составляющие экономической функции;

• экспрессивно-рекреационная функция, направленная на создание эмоционально-психологического микроклимата семьи;

• функция воспроизводства этносов, включающая в себя формирование национального самосознания детей в семье.

Последняя, кстати, отличала отечественную этнографию (позже этнологию) от зарубежной, которая пришла к нам после 1991 года в формате теорий «мультикультурализма» и идей «толерантности».

Очевидно, что стремительно накрывший постсоветское пространство ренессанс этничности эмпирически доказал, что не только последняя функция – воспроизводство этноса – обеспечила в Советском Союзе консервацию (в отдельных случаях до поры латентную) и воспроизводство этнических процессов в семейной микросреде. То же самое обеспечивала и функция первая – производство человека – в том числе через формирование системы определенных ценностных, мотивационных и социально-значимых установок. И функция четвертая – эмоционально-психологический микроклимат в семье.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Антонова-Мельянович Т. Уехал белорус в Россию // Труд. Общественно-политическая газета. 16 ноября 2001 г. http://www.trud.ru/article/16-11-2001/32897_uexal_belorus_v_rossiju.html (обращение 14.05.2016).
2. Белорусы. – М., Наука, 1998.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., Наука, 1983.
4. Вальченко С.А. Роль белорусской семьи в национально-культурном воспитании детей // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины. – 2013. – №3(78).
5. Ганцкая О.А. Семья: общие понятия, принципы типологизации // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов Зарубежной Европы. Отв. ред. О.А. Ганцкая, М.С. Кашуба, С.А. Токарев. – М., Наука, 1987. C. 11–12.
6. Итоги Всероссийской переписи 2010. По материалам Росстата.
7. Карскі Я.Х. Беларусы / Яўхім Карскі; [прадмова Я. Я. Янушкевіча, К. А. Цвіркі; укладанне і каментар С. Гараніна, Л. Ляўшун; навуковы рэдактар А. Мальдзіс]. – Мінск, Беларускі кнігазбор, 2001. – 637 с., [8] с. iл. (Беларускі кнігазбор. Серыя II. Гісторыка – літаратурныя помнікі : заснавана ў 1996 г.).
8. Костюкевич С.В. Традиционные суеверия белорусов в современном семейном воспитании детей // Современная семья и проблемы семейного воспитания. – Могилев, МГУ, 2008. Ч.1.
9. Национальные праздники Беларуси. // http://www.belarus.by/ru/about-belarus/national-holidays (обращение 14.05.2016).
10. Сержпутоўскі А.К. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў / Прадм. У.К. Касько; Мает. В.Р. Мішчанка. – Мiнcк, Унверсітэцкае, 1998.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

белорусская диаспора, белорусы Москвы, национальная культура, традиции, семейное воспитание, Москва, Беларусь