Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования – одно из ведущих научных учреждений, занимающееся вопросами образования и воспитания детей младшего возраста. Он был основан в 1960 г. выдающимся детским психологом Александром Владимировичем Запорожцем (1905–1981). В стенах института разработаны многие современные методики и технологии работы с детьми. В этом номере журнала мы решили рассказать об истории, современных исследованиях и ведущих сотрудниках института.
Современные исследования института глубоко укоренены в истории науки и педагогической практики. Методологические основы исследований образования применительно к дошкольной ступени раскрыты в трудах выдающихся отечественных ученых ХХ столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Разработка соответствующей проблематики в институте проходит сквозной линией через всю его историю. Ее зачинателем и вдохновителем был основоположник института А. В. Запорожец. В этом же направлении работали и продолжают работать (как в институте, так и за его пределами) соратники, ученики и последователи А. В. Запорожца.
В настоящее время данная проблематика не только сохраняет значение приоритета исследований института, но и изучается на качественно новом уровне. Ее изучение опирается на антропологический подход к рассмотрению дошкольного детства и дошкольного образования (В. И. Слободчиков), на представления о современном культурно-историческом типе детства и его психолого-педагогическом содержании (В. Т. Кудрявцев, А. З. Шапиро), механизмах самодетерминации детского развития, роли воображения в раннем онтогенезе (В. Т. Кудрявцев, В. Б. Синельников), развивающем потенциале специфически «дошкольных» видов деятельности (Н.Е. Веракса), способах комплексирования разных направлений инновационного педагогического процесса в ДОУ (О.С. Ушакова), статусе дошкольной ступени в системе непрерывного развивающего образования (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), внутреннем единстве образовательной (развивающей) и оздоровительной работы с детьми (В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, Е.А. Сагайдачная). Традиционная проблематика исследований института получила свое продолжение в изучении условий развития речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, А.И. Лаврентьева), развития игровой деятельности детей (Н.А. Короткова, И.Л. Кириллов, Л.И. Эльконинова), в определении специфики становления и развития эмоциональной и смысловой сферы дошкольников (А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, В.В. Брофман), особенностей развития регуляторных способностей в дошкольном образовательном процессе (А.И. Булычева), в разработке современных подходов к экологическому (С.Н. Николаева) и экономическому (А.Д. Шатова) воспитанию дошкольников, определении основ образовательной работы с одаренными детьми (Н.Е. Веракса, А.И. Булычева, М.Е. Богоявленская, О.Г. Кравцов), духовно‑нравственного развития детей (В.В. Абраменкова), места проектной деятельности в развитии познавательных и творческих способностей детей (Н.Е. Веракса), оснований для оценки возрастного развития и качества образования (П.Г. Нежнов), в создании антропо-ориентированной дошкольной дидактики (Л.М. Кларина).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".
Ваша корзина пуста